Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер в 1990 г. выпустил монографию «Конкурентные преимущества наций». Он попытался выявить причины успеха страны в международной конкуренции в той или иной отрасли с помощью системы четырех показателей — «конкурентного ромба». Эти показатели носят общий характер и формируют среду, в которой конкурируют местные фирмы.
В мировом сообществе существуют проблемы, касающиеся каждой страны, каждого человека. Эти проблемы называют глобальными. Для их решения недостаточно усилий какой-либо одной, пусть даже с большими возможностями страны или группы стран. Для этого необходимо привлекать разнообразные ресурсы со всего мира и грамотно объединять усилия по их решению. Таких проблем очень много, но пять самых главных из них — экологическая, демографическая, природоресурсная, разоружение и нераспространение ядерного оружия, борьба с терроризмом.
М. Портер выделил четыре стадии конкурентоспособности национальной экономики в соответствии с четырьмя движущими силами — это факторы производства, инвестиции, нововведения и богатство. На первых трех стадиях происходит постоянный рост конкурентоспособности национальной экономики, что, как правило, сочетается с ростом национального благосостояния. Четвертая стадия означает постепенное замедление роста и в конечном счете упадок.
США. США являются бесспорным лидером мировой экономики уже со времени Второй мировой войны. В послевоенные годы американские фирмы не только сохранили завоеванные еще в начале XX в. ключевые позиции во многих областях, но и расширили число конкурентоспособных в мировом масштабе отраслей благодаря лидерству в технологиях, квалификации рабочей силы и качестве менеджеров. Ни в одной стране мира нет такого разнообразия конкурентоспособных отраслей.
Наряду со стабильным политическим климатом и разумной макроэкономической политикой для процветания экономики необходимы микроэкономические основы экономического развития. Они заключаются в конкурентной практике и стратегиях фирм, механизме создания конкурентных преимуществ и экономической политике, которые составляют деловую среду и конкурируют фирмы.