Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер в 1990 г. выпустил монографию «Конкурентные преиму­щества наций». Он попытался выявить причины успеха страны в международной конкуренции в той или иной отрасли с помощью системы четырех показателей — «кон­курентного ромба». Эти показатели носят общий характер и формируют среду, в которой конкурируют местные фирмы.

    В мировом сообществе существуют проблемы, касаю­щиеся каждой страны, каждого человека. Эти проблемы на­зывают глобальными. Для их решения недостаточно усилий какой-либо одной, пусть даже с большими возможностями страны или группы стран. Для этого необходимо привле­кать разнообразные ресурсы со всего мира и грамотно объ­единять усилия по их решению. Таких проблем очень много, но пять самых главных из них — экологическая, демогра­фическая, природоресурсная, разоружение и нераспростра­нение ядерного оружия, борьба с терроризмом.

    М. Портер выделил четыре стадии конкурентоспособ­ности национальной экономики в соответствии с четырь­мя движущими силами — это факторы производства, инвестиции, нововведения и богатство. На первых трех стадиях происходит постоянный рост конкурентоспособ­ности национальной экономики, что, как правило, соче­тается с ростом национального благосостояния. Четвертая стадия означает постепенное замедление роста и в конеч­ном счете упадок.

    США. США являются бесспорным лидером мировой экономики уже со времени Второй мировой войны. В пос­левоенные годы американские фирмы не только сохрани­ли завоеванные еще в начале XX в. ключевые позиции во многих областях, но и расширили число конкуренто­способных в мировом масштабе отраслей благодаря ли­дерству в технологиях, квалификации рабочей силы и ка­честве менеджеров. Ни в одной стране мира нет такого разнообразия конкурентоспособных отраслей.

    Наряду со стабильным политическим климатом и ра­зумной макроэкономической политикой для процветания экономики необходимы микроэкономические основы экономического развития. Они заключаются в конкурент­ной практике и стратегиях фирм, механизме создания конкурентных преимуществ и экономической политике, которые составляют деловую среду и конкурируют фирмы.

    © StrategPlann 2009