ВТО и другие организации и соглашения как инструмент многостороннего регулирования МЭО

    В настоящее время большую роль в мировых отноше­ниях играет Всемирная торговая организация (ВТО). Она является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Поэтому, рассматривая деятель­ность ВТО, следует обратиться к истории развития ее предшественницы.

    ГАТТ как международная организация была создана в 1947 г. Она была призвана заниматься вопросами, ка­сающимися мировых таможенных тарифов. В ее основу были положены следующие нормы:

    1) обеспечение равенства всех товаров и услуг различ­ных стран в отношении налогов внутри страны;

    2) запрет количественных ограничений и других про­текционистских мер с целью защиты национального производителя;

    3) разрешение спорных вопросов в соответствии со специально выработанными механизмами;

    4) осуществление внешнеторговых сделок на частно­правовой базе.

    Основная деятельность этой организации заключалась в проведении встреч и переговоров, в ходе которых ре­шались вопросы, связанные с регулированием торговли между странами-участницами.

    Большее количество переговоров касалось снижения таможенных пошлин. В результате пошлины снизились с 40-60% (1945-1947 гг.) до 3-5% к началу 1990-х гг.

    За время деятельности ГАТТ было принято несколько крупных документов, влияющих на характер междуна­родных отношений: Кодекс по таможенной оценке то­вара, Кодекс о стандартах, а также другие документы, направленные на интернационализацию мировой тор­говли.

    Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в апреле 1994 г. Она сохранила за собой общие положения ГАТТ и ставила своей целью обеспечение свободы тор­говли.

    Документы ВТО включают в себя правила, которые ре­гулировали деятельность ГАТТ и определяли задачи тех или иных структур в рамках этой организации, впослед­ствии вошедшие в ВТО, торговые соглашения между группами стран (по сельскому хозяйству, проведению са­нитарных и фитосанитарных мероприятий и т. д.), достиг­нутые договоренности в сфере регулирования и разреше­ния споров, возникающих по поводу международной тор­говли, а также соглашения, не являющиеся обязательны­ми для исполнения всеми странами-участницами, и сек­торальные тарифные инициативы.

    В настоящее время ВТО включает около 150 стран ми­ра. На ее долю в международной торговле приходится почти 97%. Принципы поведения стран, являющихся чле­нами Всемирной торговой организации, были выработа­ны в течение десятилетий, и поэтому эта организация обеспечивает по мере своих возможностей равноправие при осуществлении внешнеторгового обмена.

    Не каждая страна может сразу вступить в ВТО. Для этого необходимо провести ряд эффективных мероприя­тий, направленных на устранение административных мер, на экономические и тарифные рычаги в этой области, т. е. это означает постепенное снижение таможенных тарифов и импортных пошлин.

    Тарифное регулирование является очень важным на сегодняшний день по ряду причин: оно является эффек­тивным и гибким инструментом для экономического ре­гулирования при данном уровне развития товарно-денеж­ных отношений между различными странами мира; поскольку таможенные тарифы существуют во всех стра­нах мира, то они оказывают значительное влияние на формирование международных товарных потоков; в отли­чие от других инструментов регулирования таможенные тарифы какой-либо страны охватывают все импортируе­мые товары, а не отдельные наименования; тарифы яв­ляются простыми в плане контроля.

    Либерализация международной торговли в рамках ВТО выгодна странам по двум причинам:

    1) при снижении тарифов на импорт изменяется отно­сительный уровень цен, следовательно, ресурсы пере­распределяются в направлении производства, что ведет за собой увеличение ВВП и национального дохода го­сударства;

    2) в долгосрочной перспективе экономика страны, вступившей в ВТО, получает выгоду от адаптации к но­вым условиям конкуренции, использования новых тех­нологий в сфере производства.

    Все это приводит к тому, что на рынке появляются ка­чественные и менее дорогие товары, доступные потреби­телю.

    ВТО предполагает проведение собственной, ни от кого не зависящей политики. Эта организация самостоятельно осуществляет контроль за исполнением принятых в ее рамках решений и соглашений. В ней существуют органы, занимающиеся руководством и контролем за деятельно­стью ВТО в целом.

    В мире существует множество организаций, занимаю­щихся кредитно-финансовой деятельностью, которые уже давно являются одними из самых авторитетных и влия­тельных в мире.

    Международный валютный фонд был учрежден для ре­гулирования финансовых отношений, возникающих между странами, и для оказания помощи при валютных трудно­стях посредством предоставления кредитов в иностранной валюте. Этот фонд является основой мировой валютной системы, а по статусу — это специализированное учрежде­ние ООН.

    МВФ был создан в 1944 г. на конференции в Бреттон-Вуде. Его целями являются содействие в развитии валютно-финансовой сферы, расширение мировой торговли, обеспечение стабильности валютных курсов и т. д. По ме­ре развития мировой валютно-финансовой системы вно­сились поправки. Они касались в основном изменений в структуре и принципах функционирования мировой ва­лютной системы.

    Главным руководящим органом является Совет управ­ляющих. В нем каждая страна — участница этого фонда представлена управляющим и его заместителем. Этот Со­вет занимается принятием решений, связанных с деятель­ностью Фонда, приемом в него новых государств, измене­нием основных положений и т. д.

    Международный валютный фонд устроен как акцио­нерное предприятие: его капитал формируется из взносов стран, входящих в него. Каждая страна имеет определен­ную квоту. Это одно из основных понятий, помогающих разобраться во взаимоотношениях государств с Фондом. Квота определяет величину подписки на капитал, воз­можности страны по использованию имеющихся ресур­сов Фонда, сумму СДР при получении, удельный вес го­лосов страны в МВФ при голосовании по каким-либо во­просам.

    Размеры квот устанавливаются в определенном поряд­ке, согласно которому при этой процедуре учитывают­ся такие показатели, как ВВП, официальные золотова­лютные резервы и объем текущих операций платежного баланса. Именно поэтому квоты распределены между странами-членами неравномерно. При этом объем квот, находящихся у каждой страны, может пересматриваться не реже одного раза в пять лет.

    Международный валютный фонд предоставляет кре­диты своим участникам. Делать это он может по двум причинам: либо с целью покрытия дефицита платежного баланса данной страны, либо для поддержания стабиль­ности в стране и проведения структурных экономических реформ.

    Существуют и другие учреждения, например Группа всемирного банка. Это учреждение является подразделе­нием ООН, и в него входят Международный банк рекон­струкции и развития (МБРР), Международная ассо­циация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство по га­рантированию инвестиций (МАГИ). Главными задачами Всемирного банка являются борьба с бедностью, стиму­лирование экономического роста, способствование в ста­новлении рыночных отношений в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

    Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г. Он был учрежден не только европейским странами, а его членами могут стать государства, являю­щиеся членами Международного валютного фонда. Глав­ная задача банка была определена при его создании — по­мощь при переходе от плановой к рыночной экономике, а также развитие личной предпринимательской инициа­тивы. Основными функциями банка являются: способ­ствование развитию и укреплению частного сектора эко­номики, привлечение к этому и иностранного капитала, инвестиции в экономику этих стран, стимулирование на­циональных рынков, техническое содействие перспектив­ным проектам и т. д.

    © StrategPlann 2009