Особенности внешнеторговой политики различных стран

    Конечно, внешнеторговая политика каждой страны важна для мирового сообщества. Но если говорить об их особенностях, то следует рассмотреть их на примере наиболее влиятельных участников международной тор­говли.

    После Второй мировой войны США укрепили свою экономику и стали сторонниками создания устойчивых правил международной торговли товарами и услугами, которые бы способствовали развитию товарооборота.

    В их политике отражались общемировые тенденции. Не обошла стороной и тенденция либерализации. Наибо­лее ярко это заметно на примере таможенных пошлин.

    В 1950-х гг. они составляли около 40%, если брать в расчет средние цифры. В 1970-х гг. их средняя величи­на значительно уменьшилась и стала составлять около 7—10%, а сейчас она находится приблизительно в преде­лах 3-5%.

    Правительства субсидируют отрасли, производящие продукцию, направленную на экспорт. Этот метод актив­но применяется такими странами, как, например, США и Япония.

    При создании нового поколения ЭВМ государство фи­нансировало исследовательские проекты и увеличивало процент амортизационных отчислений для оборудования, используемого для этих целей. Это уже не прямые, а кос­венные меры.

    Но экономически развитые страны в некоторых слу­чаях используют и прямое финансирование. Например, в 1970-1980-х гг. США, Великобритания и Япония предо­ставляли компаниям, которые занимались поставками су­дов и нефтяных буровых платформ, субсидии до 40%. Это объясняется тем, что такая деятельность выгодна государ­ству.

    Кроме того, ряд таких стран, как Япония, Франция, Великобритания и другие, финансируют деятельность не­которых компаний за рубежом. К примеру, организуют выставки продукции.

    Что касается России, то до начала 1990-х гг. деятель­ность во внешнеторговой области была строго регулируе­мой. В конце 1980-х гг. ситуация резко ухудшилась: на­блюдалось уменьшение темпов роста внешней торговли и ее роль при формировании национального дохода пере­ставала быть значительной.

    При осуществлении реформ в 1990-х гг. правительство резко изменило всю систему внешнеторговых связей. Важную роль в этой области стали играть такие средства, как установление таможенных пошлин, лицензирование, квотирование и т. д.

    Поскольку Россия активно экспортирует свои мине­ральные ресурсы, то большое внимание во внешней поли­тике стало уделяться административному регулированию экспорта сырья. Для экспорта ресурсов за пределы СНГ были определены специальные квоты.

    Также были определены спецэкспортеры: внешнетор­говые организации, ранее являвшиеся единственными, кто осуществлял деятельность во внешней торговле; ре­гиональные экспортеры, осуществляющие экспорт про­дукции, произведенной на территории данного региона; совместные предприятия, экспортирующие также соб­ственную продукцию.

    При укреплении рубля пострадали экспортеры продук­ции, и чтобы смягчить этот удар, правительство снизило налогообложение на товары, предназначенные для экс­порта. В дальнейшем система спецэкспортеров показала свою неэффективность и была отменена.

    Импортное регулирование не было столь жестким. Применялись только меры по санитарно-ветеринарному контролю, по обеспечению общественной безопасности и здоровья.

    Базовым способом регулирования является система таможенных тарифов, действующая с 1992 г. В дальней­шем ставки неоднократно пересматривались.

    Ближайшими задачами России в области внешней тор­говли являются: дальнейшее урегулирование тарифной системы, адаптация к условиям таких организаций, как ВТО. К вопросу установления таможенных пошлин следует подходить гибко и разумно. К примеру, следует снизить пошлины на ввоз продукции, не производимой в нашей стране, но необходимой для нее (прогрессивное и высоко­технологичное оборудование).

    © StrategPlann 2009