Эластичность предложения

    Предложение представляет собой экономическую катего­рию, которая показывает, какой объем товаров, работ, услуг производитель или иная посредническая организация готовы поставить на рынок для продажи по определенным ценам.

    Эластичность — это гибкость в данном случае предложе­ния, его возможность максимально быстро и точно реагиро­вать на любые изменения внешней среды и ее показателей.

    Эластичность предложения показывает, насколько мас­штаб производства и, как следствие, объем готовой продукции зависимы от таких рыночных факторов, как цена, в том числе, цена на товары-комплименты и субституты. Иными словами, данный показатель определяет способность производителя наращивать или урезать масштабы производства в зависимо­сти от сложившейся на рынке экономической ситуации.

    1. Ценовая эластичность показывает зависимость спроса от цены:

    ES = (AQ/AP) x (P/Q),

    где Q — количество предлагаемого производителем блага;

    P — цена, по которой данное благо реализуется на рынке;

    AQ и AP — это соответствующие изменения в цене и, как следствие, объеме продаж.

    Эластичность предложения по цене представляет собой прямую зависимость между ценой и масштабом производства, и в соответствии с этим эластичность может принимать нес­колько возможных состояний. Как известно, за несколько дней, за короткий промежуток времени нельзя нарастить про­изводство, поэтому предложение в этом случае неэластично, оно не молниеносно реагирует на желания покупателя. Действи­тельно, в краткосрочном периоде, когда объем заготовленных ресурсов и факторов производства составляет определенную запланированную величину, предприниматель не может сни­зить величину производства, поскольку период между его планированием и осуществлением слишком короткий. В про­тивном случае предприятие будет вынуждено отправить излиш­ние материальные ресурсы в запас и в результате простоя обо­рудования понесет дополнительные издержки, вызванные недопроизводством. При планировании на длительный про­межуток времени предложение, наоборот, абсолютно эластич­но, так как есть время для преобразований и налаживания производственной деятельности. Если внешняя среда и рынок требуют более высокого качества производства или расшире­ния объемов выпуска вследствие изменения величины потре­бительского спроса, предприятие в долгосрочном релевант­ном периоде может выполнить эти условия. Например, можно внедрить в производство новые, более мощные основные про­изводственные фонды или качественно изменить сам техно­логический процесс.

    2. При перекрестной эластичности все зависит от того, чем являются товары по отношению друг к другу. Товары-субсти­туты — товары, по своим функциям приблизительно одинако­вые, но различающиеся отдельными категориями, например ценой. Такие товары способны в случае чего заменить друг друга. При росте цены на масло производитель сократит про­изводство маргарина, тем самым увеличив предложение мас­ла. Такое действие поможет ему получить больший доход, и воз­можно — сверхприбыли. Товары-комплементы взаимно дополняют друг друга, т. е. пользование одним благом невоз­можно без потребления и другого. Если, к примеру, цена на бензин вырастет, производитель автоматически повысит предложение на автомобили, что позволит ему опять-таки выиграть в прибыли:

    ES = (AQа/ APв) х (Pв/Qа)

    где Qa — объем производства блага А;

    Pв — цена на единицу блага В;

    AQa и APв — изменения в цене и количестве товара.

    Теория эластичности имеет большое значение при плани­ровании предпринимательской деятельности. Чтобы увели­чить прибыль, необходимо повысить цены, но в этом случае может упасть спрос и объем продаж. Важно учесть коэффици­ент эластичности: если он < 1, то нет никакого риска и можно смело повышать цены, в противном случае следует воздержаться от коренных действий.

    © StrategPlann 2009