Понятие эластичности, эластичность спроса

    Спрос — это объем товара или услуги, который экономи­ческий субъект желает включить в состав своей потребитель­ской корзины по выгодной для него цене.

    Эластичность представляет собой гибкость спроса и пред­ложения по отношению к динамичной внешней рыночной среде.

    Эластичность спроса показывает способность его величи­ны к изменениям вследствие динамики различных факторов, оказывающих на него качественное влияние. Иными словами, это принцип определения зависимости величины потребитель­ского спроса от рыночных механизмов, таких как цена, про­центная ставка и пр., а также от количественных показателей уровня жизни и достатка экономических субъектов. Эластич­ность спроса бывает трех видов:

    1) эластичность спроса по цене. Данная величина характе­ризует изменения в структуре спроса в результате измене­ния рыночных цен на тот или иной товар:

    Ed =-(AQ/AP)x(P/Q)

    где Q — количество товара;

    P — его цена;

    AQ и AP — это изменения в объеме товара и его цене. Важно отметить тот факт, что величина эластичности спро­са, как правило, соответствует трем состояниям:

    а) близкая к нулю эластичность преимущественно складывается для товаров первой необходимости, кото­рые крайне важны для любого экономического субъекта для удовлетворения его физиологических потребностей (в полноценном питании, одежде). Спрос на их удовле­творение — это величина постоянная, поскольку потре­бители независимо от изменения уровня дохода и дина­мики цен не перестают их приобретать;

    б) в случае, когда эластичность стремится к положитель­ной бесконечности, принято считать, что спрос сильно реагирует на любые экономические явления, и особенно на малейшие изменения цены. Такая ситуация характерна например для рынка ценных бумаг;

    в) полная эластичность характерна для предметов роско­ши, т. е. третичных потребностей, которые не требуют немедленного удовлетворения и присутствуют у тех эко­номических субъектов, платежеспособность которых велика (автомобили, дачи и пр.). Иными словами, это люди с высокими доходами, первичные физиологические потребности которых удовлетворены полностью;

    2) эластичность спроса по доходу:

    ED = (AQ/AI)x(I/Q)

    где I — это величина дохода;

    AI — это его соответствующие изменения. Здесь следует выделить товары с отрицательной эластично­стью, так называемые товары низкой категории, а также те, для которых эластичность является величиной положи­тельной (нормальные товары). Если уровень дохода потре­бителя начинает расти, он меняет систему своих пред­почтений и вкусов, может позволить себе покупку более дорогого товара;

    3) перекрестная эластичность. Данный показатель предназ­начен для определения величины спроса на какой-либо товар в зависимости от динамики цен на другой:

    ED = ( AQa/APв) X(Pв/Qa)

    где А и В — это два сравниваемых товара. Существуют альтернативные товары, которые в случае необходимости способны заменить друг друга (сливочное масло и маргарин), и товары-дополнители (бензин и автомо­биль). Спрос на маргарин может возрасти в том случае, когда общий уровень цен на масло возрастет на определенную величину. Это связано с тем, что маргарин дешевле, поэтому покупатели начнут предъявлять на него больший спрос. Ана­логично спрос на автомобили теоретически зависит от дина­мики цен на бензин. Присутствие на рынке альтернативных товаров расширяет потребительские возможности. Это пре­доставляет покупателю более широкий выбор, на основании чего вероятность того, что покупка на рынке будет соверше­на, резко возрастает.

    © StrategPlann 2009