Монополистическая конкуренция

    Монополистическая конкуренция имеет место в том случае, когда на рынке действуют несколько продавцов, производя­щих и реализующих дифференцированный товар. При этом всегда существует возможность появления новых фирм-кон­курентов. Посредством таких факторов ценовая эластичность потребительского спроса значительно сокращается, что делает его менее зависимым от динамики рыночных цен, которые устанавливаются всеми фирмами по-разному. В данном случае покупатель имеет большой выбор товаров и услуг не только в качественном, но и стоимостном отношении. Любая фирма, освоив новые технологии и сократив издержки, может сни­зить цену для привлечения покупателей. В то же время, если потребитель предпочитает товар определенной торговой мар­ки, он приобретет его в любом случае независимо от его цены. Это дает возможность повысить цену, не рискуя при этом нанести урон производству или потерять своего клиента- потребителя.

    Для рынка с монополистической конкуренцией, как правило, характерно наличие следующих принципов:

    1. Дифференциация продукта. Производители производят и реализуют на рынке по сути одинаковый товар, который имеет определенное назначение. Но такая продукция может отличаться именно производственными, технологическими или качественными характеристиками. Например, на рынке колбасных изделий конкурируют несколько известных фирм: «Микоян», «Дубки», «Фамильные колбасы» и пр. Вышена­званные фирмы производят одноименный продукт в ассорти­менте, но используют при этом разные технологии, первичное сырье, специи и приправы. В результате продукция приобре­тает специфический вкус. Благодаря этому продукция одной их фирм является несовершенным заменителем продукции, реализуемой другими. Как следствие, потребительский спрос зависит прежде всего от вкусов, предпочтений и желаний потребителя, а не от стоимости единицы продукции. Иными словами, покупатель всегда платит любую цену, если продукт полностью удовлетворяет его потребности. Таким образом, получается, что производитель даже может повысить цены, но при этом сохранит своего покупателя.

    2. На рынке монополистической конкуренции ценовой кон­троль значительно ограничен. В то же время фирмы имеют пра­во устанавливать цены на свою продукцию в допустимых рам­ках и без учета интересов конкурентов в отличие от фирм, которые работают на рынке олигополистической конкурен­ции. Иными словами, все организации независимы друг от друга и не связаны никакими обязательствами. Если одна фир­ма решает в качестве стимуляции спроса и повышения объема продаж сделать скидки, предоставить дисконт и пр., конкуренты могут не беспокоиться за свою прибыль. Дело в том, что скидка не гарантия того, что потребитель предпочтет именно этот товар, поскольку хороший товар, как правило, продается по установленной цене, а уцененная продукция устраивает далеко не всех субъектов по ее качественным характеристикам.

    3. На рынке монополистической конкуренции не существует особенных препятствий или блоков как на входе, так и на выходе. Получается, что практически любая фирма, которая решает попасть на данный рынок, имеет все возможности для этого. Конечно, монополистическую конкуренцию нельзя сравнивать с совершенной, поскольку фирма с самого начала работы стал­кивается с серьезными конкурентами, которые функционируют на данном рынке, может быть, уже не один год, поэтому высока степень риска для новичков. Продукт только что появившейся фирмы не может соперничать с товарами, которые приобрели уже немалую известность в кругах покупателей и, несомненно, имеют потребительские преимущества.

    4. Велика роль неценового типа конкуренции. Фирмы готовы потратить огромные средства на разработку рекламных лозун­гов, акций и кампаний (рекламных), а также финансировать работу отделов, которые позволяют сделать организацию более гибкой по отношению к изменениям рыночной среды (отдел маркетинга, стратегического планирования и т. д.).

    © StrategPlann 2009