Олигополия

    Олигополия представляет собой такой тип рынка, на котором большая часть рынка контролируется группой крупнейших фирм, осуществляющих производство необходимого всем эко­номическим субъектам продукта. Это так называемая промежу­точная форма власти между монополией и совершенной конку­ренцией, которая так распространена в странах с развитой рыночной экономикой. Разница состоит лишь в том, что фир- ма-олигополист устанавливает уровень цен не самостоятельно, а совместно с другими фирмами, с которыми тесно конкурирует, как правило, их число составляет не менее трех.

    Важной особенностью олигополии является то, что фирмы, входящие в нее, принимают все решения совместно. Таким образом, решение принимается не только на основании данных о величине потребительского спроса и собственных производ­ственных издержках, но и посредством ответной реакции на дан­ные действия фирм-конкурентов.

    Вследствие этого основными принципами построения олигополистической формы рыночной власти можно назвать следующие:

    1. Товар, произведенный на рынке олигополистической конкуренции, может иметь как однородную форму, так и диф­ференцированную. Если товар однородный, это значит, что потребителю все равно, у какой фирмы его приобрести. Если потребительский спрос разделяется и покупатель выбирает товар именно определенного производителя, продукция носит название дифференцированной.

    2. Неценовая конкуренция. Производители воздействуют на величину спроса не за счет динамики ценообразования, а путем повышения качества продукции, уровня обслуживания и мно­гих других потребительных характеристик. Так, например, очень эффективным средством конкурентной борьбы явля­ется разработка рекламных компаний, акций и т. д.

    3. Количество производителей ограничено. Олигополия вклю­чает не менее трех и не более десятка фирм, что определяется посредством анализа величин производственных издержек.

    4. Другие фирмы, которые хотят попасть на данный рынок, сталкиваются с барьером. Олигополисты, т. е. фирмы, зани­мающие на рынке лидирующие позиции, зачастую объединя­ют свои усилия и разрабатывают методы уничтожения вновь появившихся фирм-конкурентов, особенно тех, которые ока­зываются наиболее сильными соперниками.

    5. Взаимозависимость участников рынка. Как уже было ска­зано, действия фирмы должны осуществляться в соответствии с реакцией на них конкурентов. Это основное условие олиго- полистической конкуренции. Иными словами, все ее участ­ники взаимосвязаны и взаимозависимы. Если какая-либо одна фирма выпустит слишком малый объем продукции, то цены на него превысят оптимальную рыночную цену, потому что издержки являются величиной, обратно пропорциональ­ной объемам производства. В противном случае стоимость единицы товара снижается, что вызывает недовольство других участников рынка. Ведь для поддержания конкурентоспособно­сти они будут вынуждены подстраиваться под новый уровень цен, перестраивая свое производство и стратегию развития.

    При желании максимизации прибыли олигополисты могут объединиться в картель. Таким образом, они совместно опре­деляют номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции, устанавливают на нее цены. В этом случае общий объем реа­лизуемой продукции невелик, что вызывает рост цен. Однако, несмотря на все преимущества картельных объединений, они, как правило, все же недолговечны.

    1. Каждая фирма-олигополист обладает собственными секретами производства, поэтому имеет определенную нефиксированную величину издержек. Это является основ­ным барьером на пути заключения соглашения, поскольку договориться о цене достаточно сложно: что выгодно для одной фирмы, может быть неприемлемо для другой. Все фир­мы действуют по разным технологиям и имеют свои произ­водственные наработки, в соответствии с чем выпускаемая продукция различается и по количеству, и по себестоимости, поэтому они могут каждый раз подстраиваться друг под друга.

    2. Олигополист всегда стремится к максимизации только собственной индивидуальной прибыли и не заботится о доход­ности своих конкурентов, что нередко становится причиной нарушения условий договоров.

    © StrategPlann 2009