На рынке совершенной конкуренции в одной отрасли существует множество фирм, которые имеют одну специали­зацию, но разные направления развития, масштабы производ­ства и величину издержек. Если цена на товары и услуги начи­нает расти, это способствует появлению на рынке новых фирм, которые желают осуществлять здесь свою производ­ственно-сбытовую деятельность, а также укрепляет положе­ние уже существующих, которые занимают большую долю рынка. При снижении стоимости продукции, реализуемой на рынке товаров и услуг, слабые и мелкие фирмы вследствие чрезмерно высоких издержек не выдерживают конкуренции и исчезают с рынка. Учитывая величину предельных издер­жек, т. е. объем затрат на изготовление дополнительной еди­ницы продукции, можно выделить три возможные характери­стики конкурентной фирмы.

    Долгосрочный период и протекающие в нем процессы были описаны еще в трудах представителей классической экономиче­ской школы. Он характеризуется состоянием полной занятости всех ресурсов и факторов производства. Кроме того, равновес­ный валовой внутренний продукт равен потенциальному. Дол­госрочный период имеет длительный временной промежуток, и в условиях крайней нестабильности экономики и динамично­сти внешней среды на рынке возникают различные структурные изменения. Во-первых, это связано с тем, что число действую­щих субъектов (фирмы, предприятия, индивиды и пр.) увеличи­вается, а во-вторых, все издержки становятся переменными и зависят от объема выпуска и масштабов производства. Следо­вательно, равновесие фирмы в данном случае просто не может быть постоянным, оно регулярно меняется, подстраиваясь под динамику элементов рыночного механизма.

    Предельная полезность представляет собой ценность каж­дой последующей единицы потребления. По закону убываю­щей предельной полезности самая последняя единица про­дукции наименее важна для потребителя. Посредством практического анализа данной теории мы можем определить понятие «излишек потребителя». Экономический субъект, приобретая все необходимые ему товары и услуги, платит за каждый из них одну и ту же цену (если, конечно, товары одно­родны по структуре и применению). Вследствие этого получа­ется, что покупатель получает абсолютно одинаковую выгоду от потребления всех товарных единиц потребительской кор­зины за исключением самой последней.

    Затраты организации или ее издержки представляют собой величину расходов, которые просто необходимы для обеспече­ния ее функционирования и осуществления производственной и сбытовой деятельности. Издержки хозяйственной деятельно­сти — это неизбежное явление, с ними сталкивается абсолютно каждая фирма. Но в то же время они различны для каждой в отдельности и зависят от экономической грамотности руковод­ства и финансовых отделов (бухгалтерия, маркетинг и пр.), которые планируют объем деятельности и величину затрат.

    © StrategPlann 2009