Понятие рынка, условия его возникновения

    Рынок представляет собой систему экономических отно­шений, которые складываются между продавцом и покупате­лем по поводу производства и реализации необходимых това­ров и услуг, обеспечивающих потребности экономических субъектов. В состав экономических отношений входит не только товарный оборот, но и денежный, поскольку рыноч­ный механизм напрямую связан с денежным обращением. Исходя из известной формулы обмена Фишера MV = PQ мож­но сделать вывод, что движение готовой продукции и факто­ров производства обеспечивается посредством денежных потоков.

    С другой стороны, рынок — это то место, где продавцы и поку­патели обсуждают свои условия и заключают торговый дого­вор, выраженный в том, что субъект за определенную сумму денег приобретает в собственность те или иные блага.

    Субъектами рынка являются покупатели и продавцы, в роли которых, как правило, выступают домашние хозяйства в лице индивидов и общественных групп, фирмы (различные орга­низации и предприятия), а также государство, которое ко все­му прочему выступает в экономике как высший орган контро­ля. Например, в статье расходов существуют государственные расходы. К ним относятся все социальные услуги трансферт­ного характера, а также целенаправленные траты на развитие бюджетной сферы и поддержание общественных благ.

    Объектами рынка можно назвать сами товары и услуги, а также совокупность денежных средств наличного и безна­личного вида. Товары и услуги — это не только готовая про­дукция, но и факторы производства, такие как труд, земля, капитал и предпринимательство. В роли денег выступают все платежные финансовые средства.

    Таким образом, вся рыночная система построена на демо­кратичном способе ведения торговых дел. В российской эко­номике первоначально существовала командно-администра­тивная система, которая характеризовалась автоматическим регулированием величины предложения, т. е. все решения по поводу производства, обмена и реализации принимались в центре и затем поступали на места.

    В целом можно назвать несколько причин, которые спо­собствовали формированию рыночной системы и рыночных отношений.

    1. Разделение труда и узкая специализация. Невозможно заниматься одновременно производством нескольких видов продукции, иными словами, многогранная специализация идет не на пользу производству, поскольку не способствует сосредоточению внимания на определенном типе операций. Сама специализация может быть определена посредством принципа сравнительного преимущества: каждый предпри­ниматель имеет в наличии строго определенное количество ресурсов, факторов производства, навыков и умений, поэтому при организации производственной деятельности он должен учитывать все альтернативные варианты ведения дел или издержки упущенных возможностей. Иными словами, специа­лизироваться стоит на том типе производства, которое в конеч­ном итоге будет способствовать получению максимальной при­были при минимальных или незначительных затратах.

    2. Экономическая автономия субъектов хозяйствования. Товаропроизводители в большинстве своем являются юриди­ческими лицами, самостоятельно ведущими всю хозяйствен­ную и коммерческую деятельность и несущими неограничен­ную ответственность по всем обязательствам. Кроме того, задачей производителя и является решение вопроса: «что, как, для кого производить и в каком количестве?» Это подразуме­вает строгое соответствие ведения торговой деятельности исключительно по рыночным законам. Все произведенные блага должны непременно иметь спрос и четкое предназначе­ние, иными словами, отвечать всем потребностям общества. Для этого на предприятии должна существовать развитая информационная система, которая позволит контролировать все изменения и нововведения на рынке.

    3. Свободный обмен ресурсами подразумевает свободное фор­мирование товарных цен. Они устанавливаются с учетом коле­баний спроса и предложения и выглядят как отклонение равно­весной цены от своего значения. Посредством установления свободных цен производитель имеет право сам определять спе­циализацию и направление развития своей организации или предприятия.

    © StrategPlann 2009