Фирма — это вполне самостоятельный, имеющий юридиче­скую основу, экономический субъект, целью которого является осуществление коммерческой и производственной деятельно­сти для создания общественно необходимых товаров и услуг. Любая фирма имеет обособленное, целиком находящееся в ее собственности имущество.

    Предприятие — это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимате­лей и предназначенный для осуществления производственной деятельности, т. е. призванный удовлетворять потребности общества в товарах и услугах. Своей целью предприятие имеет получение прибыли, завоевание крупной доли на рынке и удо­влетворение потребностей разного уровня всех экономических субъектов. Предприятие представляет собой более узкое понятие фирмы, поскольку оно в совокупности со многими другими различными по специализации и направлению деятельности обеспечивает эффективное функционирование фирмы, выпол­няя ее заказы. Иными словами, в состав одной фирмы может входить целая группа предприятий, на которых она ведет хозяй­ственную деятельность.

    Любая организация имеет две стороны: внутреннюю, которая характеризует ее состояние, механизм и структуру, и внешнюю, под воздействием которой развивается первая. Столь подробный анализ организации позволяет определить ее возможности на текущий период и предотвратить разного рода неудачи на будущее.

    Рыночная экономика наряду со всеми преимуществами имеет ряд отрицательных аспектов. Во времена существова­ния плановой командно-административной системы предло­жение и распределение произведенной продукции осущест­влялось исключительно под контролем государства. Столь жесткая система не учитывала реальных потребностей обще­ства, зато она была четко структурирована. Полной противо­положностью ей оказалась рыночная система экономических отношений. Она работает на основании анализа потребитель­ских предпочтений, но характеризуется тем, что никто не зна­ет и не может предугадать, как например изменятся рыночные элементы завтра, каковы будут рыночные цены и пр. Поэтому внешняя среда, представленная совокупностью рыночных институтов и факторов, очень непредсказуема и динамична.

    Частная собственность и предпринимательство как тако­вое получили свое развитие в России в итоге реформ начала 90-х гг. ХХ века. С тех пор предприятия и организации начали эффективно развиваться, расти в количественном и каче­ственном отношении. Сегодня фирмы — это основные эконо­мические субъекты, которые так или иначе обеспечивают общество и государство всеми необходимыми товарами и услугами.

    Прибыль представляет собой результат производственной и коммерческой деятельности фирмы, главный фактор, сти­мулирующий предпринимательство. Она образуется путем вычета из общего дохода организации за определенный про­межуток времени той части денежных средств, которая может покрыть издержки производственно-хозяйственной деятель­ности. Иными словами, это чистый доход. Прибыль также можно рассматривать как двигатель производства, поскольку посредством нее финансируются нововведения и внедряются новые технологии. В принципе прибыль — это явление непо­стоянное, поскольку в рыночной экономике сильна конку­ренция и общая экономическая ситуация нестабильна. Вслед­ствие этого условия получения прибыли регулярно меняются и могут быть обусловлены динамикой конкуренции, ценооб­разования, потребительских предпочтений и других рыноч­ных процессов.

    © StrategPlann 2009