Неопределенность внешней среды

    Рыночная экономика наряду со всеми преимуществами имеет ряд отрицательных аспектов. Во времена существова­ния плановой командно-административной системы предло­жение и распределение произведенной продукции осущест­влялось исключительно под контролем государства. Столь жесткая система не учитывала реальных потребностей обще­ства, зато она была четко структурирована. Полной противо­положностью ей оказалась рыночная система экономических отношений. Она работает на основании анализа потребитель­ских предпочтений, но характеризуется тем, что никто не зна­ет и не может предугадать, как например изменятся рыночные элементы завтра, каковы будут рыночные цены и пр. Поэтому внешняя среда, представленная совокупностью рыночных институтов и факторов, очень непредсказуема и динамична.

    Неопределенность внешней среды заключается в том, что не все экономические субъекты могут иметь доступ к ценной информации рыночной системы. Как правило, такими дан­ными располагают в основном фирмы-гиганты, которые име­ют огромные средства для создания информационной систе­мы и проведения работ по изучению и анализу рынка. Для мелких фирм, которые сильно ощущают любые изменения в структуре издержек, такая практика практически недоступ­на, информацию они получают из вторых рук и, само собой, не успевают вовремя отреагировать на рыночные изменения. Кроме того, информация должна быть достоверной и макси­мально точной, что сегодня встречается достаточно редко.

    Например, реклама как фактор воздействия производителя на структуру потребительского спроса постепенно начинает терять свою эффективность, поскольку принцип ее существо­вания не соответствует основному принципу — правдивости. В результате фирма теряет контакт с потребителями, что при­водит к разрушению связи с рынком. Таким образом, внешняя среда тем и опасна, что возможность встроиться в нее и дей­ствовать с ней как единое целое практически отсутствует.

    Однако фирма реально может позволить себе разработать систему адаптации к внешней среде, благодаря чему она сможет установить с ней контакт и получать информацию о любых ее изменениях.

    1. Создание информационной системы является первостепен­ной задачей организации, функционирующей в нестабильной рыночной среде. Это позволяет значительно снизить неопреде­ленность на входе и выходе организации и максимально повы­сить степень ее защиты от непредвиденных обстоятельств. Сегодня практически все организации имеют собственные источники получения информации. Кроме того, этому способ­ствует и создание на месте системы маркетинга, которая на основе рыночных данных строит план по реализации готовой продукции на рынке.

    Следует заметить, что информационная система способ­ствует не только адаптации организации к внешней среде, но позволяет и воздействовать на нее. Например, если организа­ция разработала новые механизмы деятельности, задумала создать качественно новый товар или предложить на рынке новый вид услуги, она непременно должна сообщить об этом потребителю. Это, конечно, возможно путем сотрудничества с рекламной компанией, и самое главное, чтобы рекламная акция включала все необходимые свойства предложенного товара или услуги и выглядела реальной и достоверной.

    2. Прогнозирование возможных изменений может быть осу­ществлено посредством создания отдела стратегического плани­рования. В результате организация может самостоятельно или путем привлечения независимых специалистов-аналитиков раз­работать стратегию достижения поставленных целей, которые соответствуют ее внешнему окружению. Это позволяет в целом значительно снизить степень риска.

    3. Слияния и поглощения организаций, создание стратегиче­ских альянсов. Такая тактика позволяет организациям укрепить свои позиции на рынке, стать более гибкими, адаптивными, стабильными, особенно если соединяются две сильные и кру­пные фирмы. С другой стороны это выход для тех организаций, которые не способны противостоять натиску и агрессии вне­шней среды. Хорошим, проверенным способом является объе­динение с конкурентами. Это способствует расширению зоны влияния и стабильности, что вызывает снижение неопределен­ности внешнего окружения. Кроме того, это удобно в том слу­чае, когда одна организация сильна в одном, вторая способна решать другие задачи, соответственно вместе они составляют огромную тактическую силу.

    4. Создание гибкой организационной структуры подразумевает органичность построения внутренней структуры. Иными слова­ми, фирма начинает функционировать как живой организм, она реагирует на любые проявления динамики внешнего окружения и старается выработать «иммунитет». Такая организация имеет неформальный тип культуры, иными словами, она не связана никакими нормами, традициями, которых придерживаются механические структуры. В результате фирма имеет возмож­ность за минимальный промежуток времени переориентиро­ваться, изменить направление развития и наконец, если того требует экономика, кардинально поменять специализацию. Кроме того, преимуществом гибких структур является то, что они легко осваивают разработки и достижения НТП, внедряют новые технологии, осваивают новые рынки, создают качествен­но новые виды услуг и сами могут вести исследования в области перспектив развития.

    Как уже было сказано, персонал, трудовой ресурс — основа успешной организации. Если ко всему прочему между работни­ками и руководством сложились дружественные доверительные отношения, это во многом может помочь организации при принятии решений и осуществлении тех или иных действий. Этим же определяется и гибкость организации, ее способность дей­ствовать как единое целое. Вообще, говоря о типах организа­ционных структур, следует отметить, что в условиях высокой степени неопределенности внешней среды наиболее эффектив­ной является «бейсбольная команда» (рекламные агентства, кинопроизводство, производство программных продуктов и пр.). Здесь работают «звезды» — способные, талантливые, инициативные и творческие личности, работники, способные генерировать идеи. В то же время такие организации характери­зуются агрессивной внутренней структурой вследствие высокой конкуренции внутри рабочего коллектива, зато каждый работ­ник имеет возможность выделиться и, как следствие, получить более высокую должность.

    © StrategPlann 2009