Эффект дохода и эффект замещения

    Закон спроса характеризуется тем, что объемы покупок и благ, предназначенных для потребления, связаны с ценой обратной зависимостью. Сама структура спроса непосредственно зависит от действия рыночного механизма и условий купли-продажи, которые должны устраивать обе стороны: производителей, которые поставляют на рынок товаров и услуг готовую продук­цию и покупателей, которые действуют в соответствии со свои­ми потребностями. Таким образом, для того чтобы объяснить структуру и мотив действий субъекта, необходимо определить суть понятий «эффект дохода» и «эффект замещения».

    Эффект дохода (Y). Посредством данного показателя опреде­ляется степень динамики доходов потребителей и соответствен­но — формирование их спроса на тот или иной товар при изме­нении общего уровня рыночных цен. Так, например, если снизить цену на какой-либо продукт в два раза, это значит, что на реальный доход, который остался неизменным, можно прио­брести в два раза больший объем товаров и услуг. В результате возникает эффект богатства, который действует на уровне мак­роэкономики: если цены снижаются, а уровень дохода остается прежним, то экономический субъект чувствует себя богаче ров­но во столько раз, во сколько растет количество приобретаемых благ. То есть получается, что деньги те же, а товаров больше. Однако если объем потребления необходимо оставить на прежнем уровне, то на оставшиеся деньги можно приобрести некоторое количество других товаров. Это делает потребителя реально богаче и тем самым повышает спрос на рынке товаров и услуг. Заметим, что даже при приостановлении роста спроса при дальнейшем понижении цены количество продаж данного продукта будет увеличиваться, так как начнут удовлетворять потребности люди с более низкими доходами. Таким образом, эффект дохода представляет собой количественное изменение структуры спроса покупателей как следствие динамики их доходов и платежеспособности.

    В свою очередь эффект замещения представляет собой зависимость потребительского спроса от динамики уровня цен без влияния структуры доходов. При этом спрос ориенти­руется на систему относительных цен. Исходя из вышеприве­денного примера можно сделать вывод, что по сравнению с другими товарами на рынке те, на которые цены были сни­жены, стали более дешевыми. Это соответственно вызывает рост спроса, поскольку потребители начнут приобретать именно эти блага, а не те, которые имеют такое же назначе­ние, но стоят относительно больше. Это объясняется стремле­нием индивида максимизировать полезность от потребления заданного набора благ.

    Следует заметить, что эти два понятия (эффект дохода и эффект замещения) существуют не раздельно, а действуют в экономике совместно. Как известно, все блага на рынке могут быть ранжированы по степени качественности: нор­мальные, низкокачественные и товары Гиффена. Это когда потребляются нормальные товары, оба эффекта действуют в одном направлении, а потребитель по мере роста дохода увеличивает спрос на них. Каждый этап в снижении уровня рыночных цен вызывает все больший и больший спрос. Ког­да падают цены на рынке низкокачественных товаров, эффект дохода действует в обратном направлении от эффек­та замещения. С одной стороны спрос на уцененный товар теоретически начинает возрастать. В то же время, когда цены снижаются, а доход остается неизменным, возникает эффект богатства, в результате чего потребители начнут отдавать предпочтение более дорогим товарам. Для товаров

    Гиффена эффект дохода перевешивает эффект замещения. Иными словами, когда начинают расти цены на товары пер­вой необходимости во время дефицита, спрос на них не то что остается неизменным, он планомерно и быстрыми тем­пами растет. Такая реакция потребителя объясняется тем, что товары Гиффена по сути удовлетворяют первичные потребности, и их потребление не уменьшается даже с ростом цены. Например, если картофель или хлеб начинают доро­жать, люди все равно продолжают их покупать, а в условиях кризисности вообще начинается ажиотаж.

    © StrategPlann 2009