Какими свойствами обладает товар?

    На первый взгляд иному читателю такой вопрос покажется странным. «Что ни товар, то свои, особые качества, и каждый товар имеет множество различных свойств»,— скажет он. Действительно, когда речь идет, скажем, о таком товаре, как костюм, то мы говорим о его цвете, материале, из которого он сшит, размере его и т. д. и т. п. Такое обычное, житейское отношение к товару, как правило, ограничивается знанием физиче­ских свойств товара. Мало кто задумывается над тем, что кроме этих природных, вещественных качеств то­вар обладает общественными свойствами.

    Говоря о товаре, мы прежде всего имеем в виду, что товар — это вещь, которая удовлетворяет какую-либо потребность человека. Данное свойство товара носит название потребительной стоимости. Но нельзя ска­зать, что любая вещь, которая удовлетворяет потреб­ности человека, является товаром. Возьмем, например, воздух. Безусловно, он необходим всем. Значит, одно качество товара у него есть: он удовлетворяет жизнен­ную потребность людей. Но кто станет покупать воз­дух, когда для каждого его вдоволь? Никто. Воздух не продают, не покупают, ни на что не обменивают, он ни­чего не стоит. Воздух — дар природы.

    Но тот же воздух, вернее, часть его — кислород — становится товаром, когда находится в кислородной подушке. Для того чтобы получить кислород, надо при­ложить определенное количество труда. Он приобрел новое свойство: на него затрачен труд. Значит, кисло­род может стать товаром только благодаря труду лю­дей. Теперь наше представление о товаре обогатилось. Товар не только предмет, удовлетворяющий потреб­ности человека, он продукт человеческой деятель­ности.

    Возникает вопрос: любой ли продукт труда челове­ка становится товаром? Для ответа на него обратимся к примеру. Крестьянин в своем хозяйстве вырастил зерно. Часть этого зерна пошла на питание семьи и его самого, а оставшаяся часть израсходована в этом же хозяйстве на корм скоту. Можно ли считать зерно этого крестьянина товаром? Нет. Зерно, как и любой продукт, может стать товаром только тогда, когда оно становится потребительной стоимостью для других, а не для производителя данной вещи, т. е. если оно обла­дает общественной потребительной стоимостью.

    Продолжим наши рассуждения. Известно, что кре­постные крестьяне вынуждены были часть зерна отда­вать без всякого обмена, безвозмездно своему поме­щику в виде оброка. Следовательно, это зерно удов­летворяло потребность других. Но, имея общественную потребительную стоимость, зерно в данном случае все же не являлось товаром. Оно может стать товаром только тогда, когда будет производиться для, обмена на другие продукты человеческого труда. Особенность товара в том и заключается, что его потребительная стоимость (в нашем примере зерна) может быть ис­пользована только при условии обмена. Из рук произ­водителя-крестьянина зерно должно перейти в руки потребителя через куплю-продажу. Таким образом, то­варом становится лишь такая потребительная стои­мость, которая переходит к потребителю через куплю- продажу.

    Итак, сделаем некоторые выводы. Потребительная стоимость может стать товаром только при определен­ных условиях, а именно: если она является продуктом труда человека, если она обладает общественной по­требительной стоимостью, т. е. удовлетворяет потреб­ности других людей, а не того, кто произвел ее или вла­деет ею, и, конечно, если она произведена для обмена, для купли-продажи.

    Для того чтобы обмен состоялся, недостаточно лишь наличия общественной потребительной стоимости у продукта труда. Допустим, что крестьянин хочет об­менять свое зерно на холст, произведенный ткачом. Ткачу же нужно зерно. Казалось бы, нет никаких пре­пятствий для обмена: и зерно и холст имеют общест­венную потребительную стоимость и вполне удовлет­воряют потребности и крестьянина и ткача. Но кре­стьянин хочет купить не холст вообще, ему нужно определенное количество холста, например 20 м. Одна­ко едва ли ткач согласится отдать свои 20 м холста за 1 кг зерна. Такой обмен его не удовлетворит. Чтобы данный обмен состоялся, эти продукты помимо потре­бительной стоимости должны иметь способность обме­ниваться на другие продукты в определенном количе­ственном соотношении. Это свойство товара обмени­ваться на другой товар в определенной количественной пропорции носит название меновой стоимости.

    Мы приходим к заключению, что товаром может быть такой продукт труда, который обладает двумя свойствами: 1) потребительной стоимостью, т. е. спо­собностью удовлетворять какую-либо потребность че­ловека, и 2) меновой стоимостью, т. е. способностью в определенной количественной пропорции обмениваться на другой товар. Эти свойства товара неразрывно свя­заны друг с другом.яЕсли одно из них отсутствует, то нет и товара.

    Как потребительная стоимость товар произведен для потребления, а как меновая стоимость — для про­дажи. Любой товар, будь то зерно или холст, не может быть в одно и то же время использован его владельцем и как потребительная стоимость и как меновая стои­мость. Если, скажем, ткач, изготовивший холст, исполь­зовал потребительную стоимость этого холста, то он уже не может воспользоваться его меновой стоимо­стью. И наоборот, если он продал холст и использовал его меновую стоимость, то тем самым он лишился воз­можности употребить его как потребительную стои­мость. Как видим, оба свойства товара взаимно допол­няют друг друга и в то же время одно свойство проти­востоит другому.

    Таким образом, товар — это такая вещь, которая обладает общественными свойствами. Это объясняет­ся тем, что та или иная вещь превращается в товар в силу определенных общественных условий жизни лю­дей, т. е. таких условий, которые вызывают необходи­мость обмена, купли-продажи. «Там, где буржуазные экономисты видели отношение вещей (обмен товара на товар),— писал В. И. Ленин,— там Маркс вскрыл отношение между людьми. Обмен товаров выражает связь между отдельными производителями при посред­стве рынка».

    © StrategPlann 2009