На первый взгляд иному читателю такой вопрос покажется странным. «Что ни товар, то свои, особые качества, и каждый товар имеет множество различных свойств»,— скажет он. Действительно, когда речь идет, скажем, о таком товаре, как костюм, то мы говорим о его цвете, материале, из которого он сшит, размере его и т. д. и т. п. Такое обычное, житейское отношение к товару, как правило, ограничивается знанием физических свойств товара. Мало кто задумывается над тем, что кроме этих природных, вещественных качеств товар обладает общественными свойствами.
Говоря о товаре, мы прежде всего имеем в виду, что товар — это вещь, которая удовлетворяет какую-либо потребность человека. Данное свойство товара носит название потребительной стоимости. Но нельзя сказать, что любая вещь, которая удовлетворяет потребности человека, является товаром. Возьмем, например, воздух. Безусловно, он необходим всем. Значит, одно качество товара у него есть: он удовлетворяет жизненную потребность людей. Но кто станет покупать воздух, когда для каждого его вдоволь? Никто. Воздух не продают, не покупают, ни на что не обменивают, он ничего не стоит. Воздух — дар природы.
Но тот же воздух, вернее, часть его — кислород — становится товаром, когда находится в кислородной подушке. Для того чтобы получить кислород, надо приложить определенное количество труда. Он приобрел новое свойство: на него затрачен труд. Значит, кислород может стать товаром только благодаря труду людей. Теперь наше представление о товаре обогатилось. Товар не только предмет, удовлетворяющий потребности человека, он продукт человеческой деятельности.
Возникает вопрос: любой ли продукт труда человека становится товаром? Для ответа на него обратимся к примеру. Крестьянин в своем хозяйстве вырастил зерно. Часть этого зерна пошла на питание семьи и его самого, а оставшаяся часть израсходована в этом же хозяйстве на корм скоту. Можно ли считать зерно этого крестьянина товаром? Нет. Зерно, как и любой продукт, может стать товаром только тогда, когда оно становится потребительной стоимостью для других, а не для производителя данной вещи, т. е. если оно обладает общественной потребительной стоимостью.
Продолжим наши рассуждения. Известно, что крепостные крестьяне вынуждены были часть зерна отдавать без всякого обмена, безвозмездно своему помещику в виде оброка. Следовательно, это зерно удовлетворяло потребность других. Но, имея общественную потребительную стоимость, зерно в данном случае все же не являлось товаром. Оно может стать товаром только тогда, когда будет производиться для, обмена на другие продукты человеческого труда. Особенность товара в том и заключается, что его потребительная стоимость (в нашем примере зерна) может быть использована только при условии обмена. Из рук производителя-крестьянина зерно должно перейти в руки потребителя через куплю-продажу. Таким образом, товаром становится лишь такая потребительная стоимость, которая переходит к потребителю через куплю- продажу.
Итак, сделаем некоторые выводы. Потребительная стоимость может стать товаром только при определенных условиях, а именно: если она является продуктом труда человека, если она обладает общественной потребительной стоимостью, т. е. удовлетворяет потребности других людей, а не того, кто произвел ее или владеет ею, и, конечно, если она произведена для обмена, для купли-продажи.
Для того чтобы обмен состоялся, недостаточно лишь наличия общественной потребительной стоимости у продукта труда. Допустим, что крестьянин хочет обменять свое зерно на холст, произведенный ткачом. Ткачу же нужно зерно. Казалось бы, нет никаких препятствий для обмена: и зерно и холст имеют общественную потребительную стоимость и вполне удовлетворяют потребности и крестьянина и ткача. Но крестьянин хочет купить не холст вообще, ему нужно определенное количество холста, например 20 м. Однако едва ли ткач согласится отдать свои 20 м холста за 1 кг зерна. Такой обмен его не удовлетворит. Чтобы данный обмен состоялся, эти продукты помимо потребительной стоимости должны иметь способность обмениваться на другие продукты в определенном количественном соотношении. Это свойство товара обмениваться на другой товар в определенной количественной пропорции носит название меновой стоимости.
Мы приходим к заключению, что товаром может быть такой продукт труда, который обладает двумя свойствами: 1) потребительной стоимостью, т. е. способностью удовлетворять какую-либо потребность человека, и 2) меновой стоимостью, т. е. способностью в определенной количественной пропорции обмениваться на другой товар. Эти свойства товара неразрывно связаны друг с другом.яЕсли одно из них отсутствует, то нет и товара.
Как потребительная стоимость товар произведен для потребления, а как меновая стоимость — для продажи. Любой товар, будь то зерно или холст, не может быть в одно и то же время использован его владельцем и как потребительная стоимость и как меновая стоимость. Если, скажем, ткач, изготовивший холст, использовал потребительную стоимость этого холста, то он уже не может воспользоваться его меновой стоимостью. И наоборот, если он продал холст и использовал его меновую стоимость, то тем самым он лишился возможности употребить его как потребительную стоимость. Как видим, оба свойства товара взаимно дополняют друг друга и в то же время одно свойство противостоит другому.
Таким образом, товар — это такая вещь, которая обладает общественными свойствами. Это объясняется тем, что та или иная вещь превращается в товар в силу определенных общественных условий жизни людей, т. е. таких условий, которые вызывают необходимость обмена, купли-продажи. «Там, где буржуазные экономисты видели отношение вещей (обмен товара на товар),— писал В. И. Ленин,— там Маркс вскрыл отношение между людьми. Обмен товаров выражает связь между отдельными производителями при посредстве рынка».