Что это за наука — политическая экономия?
Чтобы жить, человек должен питаться, одеваться, спать, отдыхать. Для этого ему нужны продукты питания, одежда, дом, мебель, книги и т. п. Все это надо сделать — вырастить и обработать хлеб, вырастить и переработать хлопок (сделать нить, потом ткань, потом платье), добыть глину, изготовить кирпич, построить из него дом, срубить дерево, приготовить из него бумагу, напечатать на ней книгу. Поэтому основой жизни людей является материальное производство, т. е. производство материалов, вещей, которые нужны человеку. Человек вступает во взаимоотношения с природой, берет от нее то, что ею создано, приспосабливает к своим потребностям, переделывает. Чтобы переделать дары природы в тот вид, который нужен для потребления, человек должен потрудиться. Без труда ничего нельзя сделать. Процесс взаимодействия человека с природой, приспособления им продуктов природы к своим потребностям, происходящий в определенной общественной форме, является процессом труда.
К. Маркс свое исследование капиталистического способа производства начинает с анализа товара как элементарной формы товарного производства.
На первой же странице первой главы первого тома «Капитала» К. Маркс отмечает: «Товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности». И далее он показывает, что «для того чтобы стать товаром, продукт должен быть передан в руки того, кому он служит в качестве потребительной стоимости, посредством обмена».
Условием производства в любом обществе является соединение рабочей силы со средствами производства. В буржуазном обществе средства производства стали капиталистической собственностью, формы которой претерпевают историческую эволюцию. Однако на всех этапах развития капитализма соединиться с рабочей силой средства производства могут только на условиях эксплуатации наемного труда. Чтобы показать, к чему это приводит, К. Марксу потребовалось сделать свое второе великое открытие, раскрыть тайну производства прибавочной стоимости.
Процесс производства при любом способе производства должен быть непрерывным. Общество не может перестать производить, так как оно не может перестать потреблять. «Поэтому всякий общественный процесс производства, рассматриваемый в постоянной связи и в непрерывном потоке своего возобновления, является в то же время процессом воспроизводства».
Эта тема позволяет наиболее глубоко рассмотреть важнейшие стороны сущности капитала. К. Маркс определил капитал как самовозрастающую стоимость, стоимость, приносящую прибавочную стоимость. Самовозрастание стоимости происходит лишь в процессе движения капитала, в «...пределах... постоянно возобновляющегося движения» капитала. Всесторонний научный анализ проблемы движения капитала дан К. Марксом во втором томе «Капитала».