Измерение количества читателей, слушателей, зрителей, проконтактировавших со средством рекламы, позволяет определить наиболее подходящее медиа- средство для проведения рекламной кампании. Измерения аудитории позволяют создать независимую от технических характеристик носителя систему, позволяющую ориентироваться в СМИ. Организация измерений аудитории СМИ может быть построена следующими способами:
- • создание комитета, который объединяет издательские дома, рекламные агентства и рекламодателей;
- • исследования по заказу рекламных агентств;
- • создание объединения нескольких рекламных агентств с целью проведения разовой исследовательской акции в определенной области. Способами измерения аудитории СМИ являются:
- • личное интервью (1асеЧо-1асе). Опрос респондентов проводится в ходе личной беседы при отсутствии лиц, непосредственно не участвующих в интервью;
- • телефонный опрос. Проводится из одного зала с использованием общей программы сбора данных. Интервьюер общается с респондентом, чей телефонный номер был отобран случайно;
- • анкеты для самостоятельного заполнения, высылаемые по почте;
- • дневниковый метод (дневниковая панель). Определенное количество респондентов в течение недели заполняют опросные таблицы, созданные с учетом сетки вещания. Эта группа отбирается на коммерческой основе с учетом определенных социально-демографических характеристик. Проблема этого метода заключается в том, что респондент должен заполнять дневник по истечении недели, когда он забыл, что смотрел, а что нет, а так как данные действия оплачиваются, то возвратить опросный лист незаполненным невозможно. Таким образом, складывается тенденция завышения рейтинга популярных передач и занижения малоизвестных;
- • ТВ-метр (реор1е те^ег). Электронный прибор, связанный с телевизором, пультом и телефонной линией. Для того чтобы включить телевизор или переключить канал, телезритель должен ввести персональный код. Данные фиксируются и по телефонной линии отправляются в центр сбора данных.
Способы измерения, используемые в ведущих СМИ:
• телевидение:
- • ТВ-метр;
- • телефонный опрос;
- • самозаполняемый опросник;
- • дневниковая панель;
• радио:
- • телефонный опрос;
- • самозаполняемый опросник и электронная система замера (действует по принципу ТВ-метра, фиксирует, на какую частоту настроен радиоприемник и находится ли индивид в пределах слышимости);
• пресса:
- • самозаполняемый опросник;
- • индивидуальные интервью;
- • телефонные опросы.
Рынок медиа-исследований в России начал развиваться после 1990 г.