Факторы, влияющие на стратегию промышленного предприятия в условиях меняющейся среды

    В сложном, динамично развивающемся и не­определенном мире каждое предприятие, чтобы обеспечить себе достойное место в будущем, стре­мится своевременно и гибко реагировать на про­исходящие перемены и адаптироваться к ним. Растущая интеграция в мире, глобализация в эконо­мике, ужесточение конкуренции на национальных и международных рынках, высокая интенсивность научно-технического и технологического процесса погружают предприятия в среду, которая требует от них все более глубокого и масштабного обновления основных сфер деятельности.

    Мировой опыт и исследования специалистов убедительно показывают, что главным средством, определяющим результаты и эффективность любой организации, а в конечном итоге страны и общества в целом является разработка и внедрение успеш­ной стратегии их производственно-хозяйственной деятельности. Развитие наугад, без разработки со­ответствующих стратегий, без использования науч­ных методов неизбежно ведет к потере компаниями конкурентоспособности и краху.

    Процесс разработки стратегии происходит под влиянием многих факторов. Все факторы можно разделить на 2 большие группы: внешние и вну­тренние. Однако среди них в условиях нестабиль­ности большое значение приобретают именно те, которые относятся к факторам неопределенности среды. Это такие факторы, или переменные, значе­ния которых неизвестны или известны не полно­стью. Все факторы неопределенности можно клас­сифицировать по определенным признакам:

    1. По источнику они делятся на неопределен­ность со стороны среды, человека (неоднозначность восприятия) или информации (отсутствие, недоста­ток или избыток).

    2. По природе неопределенность бывает случай­ная, когда факторы, которые при массовом появ­лении обладают свойством статистической устой­чивости и описываются определенным законом распределения вероятности; и нестохастическая, когда факторы не обладают свойством статистиче­ской устойчивости и не описываются каким-либо законом распределения вероятности.

    3. По возможности предвидения факторы нео­пределенности делят на предвиденные, т.е. кото­рые учитывались, и непредвиденные, т.е. появились впервые.

    4. По отношению к объекту - на факторы внеш­ней и внутренней среды.

    5. По времени факторы неопределенности раз­деляют на факторы, обусловленные тем, что объ­ект не до конца изучен (перспективная) и факторы, связанные с полным или частичным отсутствием информации о поведении объекта в прошлом (ре­троспективная).

    6. По устранимости: устранимая (влияние фак­торов можно нейтрализовать определенными дей­ствиями (страхование) и неустранимая (факторы, на которые нельзя повлиять).

    7. По отношению к субъекту:

    • целей (необходимо учитывать несколько различных целей);
    • критериев выбора (неоднозначность выбора критерия);
    • ограничений (наличие множества ограниче­ний);
    • лингвистическая (вербальное или недо­статочно точное с математической точки зрения описание характеристик изучаемого процесса);
    • условий (нехватка информации об условиях принятия решения).

    Среди большого количества факторов неопреде­ленности необходимо выделить для промышлен­ного предприятия наиболее значимые (таблица 1). Выбор наиболее значимых для промышленно­го предприятия факторов зависит от общей стра­тегии, отрасли, вида деятельности, размера, этапа жизненного цикла, географического положения. Данный выбор должен основываться на экономико- математических методах. Наиболее существенные факторы на определенный момент времени для каждого конкретного предприятия необходимо учитывать в процессе разработки, а в дальней­шем и изменения при необходимости, стратегии производственно-хозяйственной деятельности.

    Таблица 1. Факторы неопределенности среды, влияющие на деятельность промышленного предприятия

    Внутренняя среда

    производство (ограниченность ресурсов, аварии, отказ и поломки оборудования);

    маркетинг (потребительский и платежеспособный спрос);

    финансы (размер дебиторской задолженности, финансовая устойчивость);

    организационная структура (противоречие интересов разной уровни иерархии);

    управление персоналом (принятие решений менеджерами - ограниченность сознательной деятельности, несоответствующая квалификация);

    сбалансированность основных компонентов.

    Внешняя среда

    Макросреда

    Микросреда

    макроэкономические параметры (темп роста ВВП, инфляция и т.п.);

    технические и технологические новшества;

    политика государства (экспорт/импорт, войны, волнения, кризисы);

    стихийные бедствия;

    экологическая ситуация (принятие более жестких требований, введение новых санитарных норм);

    сдвиги в общественных потребностях;

    уровень жизни;

    законодательство;

    кредитно-финансовая политика (курс валют, налоги, кредиты, льготы);

    демографическая ситуация.

    емкость и тенденции развития рынка;

    интенсивность конкуренции;

    способы продвижения товаров;

    поставщики трудовых ресурсов, материалов, капитала (цены, объем и периодичность поставок);

    потребители;

    кредиторы;

    государственные органы;

    клиенты (изменение предпочтений);

    посредники (задержки платежей);

    процентные ставки коммерческих банков по кредитам, проценты банков по депозитам;

    товары-субституты;

    контактные аудитории.

    Таким образом, наличие неопределенности зна­чительно усложняет процесс разработки стратегии. Многие модели основываются на том, что факторы, влияющие на решения, известны точно, однако дей­ствительность не соответствует таким представле­ниям. Неучет неопределенности приводит к значи­тельным потерям экономического, социального и иного содержания. Поэтому стратегия может суще­ствовать только как гибкая, подвижная, постоянно меняющаяся в соответствии с изменениями вну­тренней и внешней среды предприятия. Упор дол­жен делаться на искусстве импровизации, умении быстро реагировать на новую ситуацию и находить необычный ответ на действия конкурентов. Именно стратегия обосновывает выбор организации в раз­личных ситуациях. А от того насколько правилен выбор каждого конкретного субъекта зависит и раз­витие экономики в целом.

    © StrategPlann 2009