Параллельный импорт — первые итоги и перспективы

    Ввоз многих иностранных товаров в Россию сегодня происходит с помощью механизмов параллельного импорта. По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, до конца года их стоимость приблизится к $20 млрд. Действие программы рассчитано до конца 2023 год. В дальнейшем будет решаться вопрос о необходимости его продления. 

     

    В самом начале специалисты и потребители отнеслись к идее параллельного импорта с воодушевлением. Ведь это возможность легально ввозить продукцию, которая сможет быстро восполнить ассортимент компаний, ушедших из России. Функция контроля за товарными потоками была возложена на таможню. Контроль качества и лицензирование осуществлялись на всех этапах реализации программы. Однако нашлись и те, кто высказал недоверие к возникшей ситуации.

    Например, Иван Федиков, директор информационно-аналитического агентства Infoline, назвал товары, поступающие через параллельный импорт, легализованным контрафактом. Он объяснил, что на внутреннем рынке сегодня продается множество подделок. В этот список входят и лекарства, что может привести к возникновению трагических ситуаций. То же самое ожидается и на рынке алкогольной продукции — по мнению Федикова горячительный контрафакт беспрепятственно будет попадать на полки магазинов.  

    Кроме того, потребителей могут ожидать другие проблемы. Так, дефицит европейских и американских автомобилей не удастся ликвидировать с помощью этого механизма. Также возможен значительный рост их стоимости, поскольку все затраты по оформлению ввозимых автомобилей теперь ложатся на дилеров. 

    После введения нескольких пакетов санкций российский рынок товаров претерпел существенные изменения. Уход компаний и приостановка деятельности на территории РФ вынудила правительство экстренно искать выход из сложившейся ситуации. Сегодня становится понятно, что параллельный импорт не оправдал возложенных на него надежд и нуждается в корректировке мер.

    © StrategPlann 2009