В широком смысле, управление является неотъемлемым атрибутом любой системы (биологической, технической, социальной). Этот атрибут обеспечивает ее сохранение, развитие, упорядочение и достижение целей. Формирование специфической области научных знаний об управлении началось в конце XIX в. начале XX в.
Историческим толчком для появления управленческих теорий, стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к принципиально новым формам получения продукта, путем их производства (т.е. производящая экономика), в результате чего стали формироваться древнейшие цивилизации (Северный Ирак, Палестина) в 10-8 тыс. лет до н.э.
Гордон Чайлд назвал этот толчок "Неолитическая революция". В течение этого процесса сформировались мощные государства, которые не мыслили себя без жесткой управленческой деятельности (фараоны Др. Египта).
Сократ (теоретик управления в Др. Греции) считал, что основой управления являются знания и умения навязать свое мнение другому человеку. Он анализировал различные формы правления. Его взгляды продолжили Платон, Аристотель. Проблемы управления также рассматривали Фома Аквинский, Аврелий Августин. В дальнейшем, в средние века, эпоху нового времени, эпоху Возрождения концепции управления формировались в социальных утопиях Томаса Мора, Томаза Кампанеллы и Николо Макиавелли. Самые знаменитые произведения - "Государь", "Искусство войны".
Проблемами управления в XIX - XX в.в. занимались Сперанский, Витте, Столыпин, Мордвинов, а после Октябрьской революции - Богданов, Бухарин, Гастев.
На Западе проблемами управления начал заниматься американский инженер, "отец научного менеджмента" Тейлор (1856-1915). Заслуга Тейлора в том, что он развил научное управление в 4-х областях:
- нормирование (любой труд можно структурировать и измерить);
- исследование соотношений времени и задач (любой труд можно оценить);
- систематический отбор обучения кадров;
- денежные стимулы (вознаграждение за результат, а не за саму деятельность как таковую).
Система Тейлора называлась - "система выжимания пота".
В Европе проблемами управления начал заниматься практик, предприниматель, директор крупного предприятия, автор книги "Общее промышленное управление" Анри Файоль, который создал "теорию администрации". Он ввел 6 основных операций, присущих всем предприятиям:
- технические (производство и обработка);
- коммерческие;
- страховые;
- учетные;
- административные;
- финансовые (привлечение средств в распоряжение ими).
Анри Файоль выделил 5 основных управленческих операций:
- предвидеть;
- организовывать;
- распоряжаться (заставлять персонал работать);
- координировать (связывать, объединять);
- контролировать.
Заслуга А.Файоля в том, что он подчеркивал, что административное управление воздействует не только на персонал, в отличие от других видов управления, но и на различные социальные группы.
Он выделил 14 принципов административного управления:
- разделение труда;
- власть;
- дисциплина;
- единство распорядительства или командования;
- единство руководства;
- подчинение частных интересов общим;
- вознаграждение;
- централизация;
- иерархия;
- порядок;
- справедливость;
- постоянство состава персонала;
- инициатива;
- единение персонала.
К заслугам А. Файоля также необходимо отнести его высокое внимание социальному аспекту управления.
Социальная сущность управления в первую очередь заключается в том, что общество, а также все его подсистемы (экономическая, социальная, политическая, духовная) есть ни что иное как самоуправляемые социальные системы, т.е. они нуждаются в осуществлении управления изнутри.
Управленческая деятельность не ограничивается областью преобразования внешнего мира или самого человека, но нацелена, прежде всего, на развитие самой практической деятельности, в том числе и в социальной сфере.
Социальный аспект не требует дополнительных капитальных вложений, а лишь стимулирует деятельность на предприятии с помощью научных теорий (социальные соревнования, доска почета).
Управление собственным развитием, как в отношении единичной личности, так и социальной группы, общества в целом включает в себя формирование идеала будущего, идей образования, стандартов действий, воплощение которых в жизнь совпадает с теоретическим и практическим разрешением проблемы.
Управление должно содержать идеал победы, к которому стремятся все сотрудники предприятия.
Исходный пункт управленческой деятельности - это решения. Они направлены на осуществление низшей формы управления - регулирования.
Сущность регулирования заключается в том, что оно представляет собой процесс, посредством которого обеспечивается упорядоченное состояние и заданный уровень организованности данной системы.
Высшие формы управления включают в себя процессы, посредством которых данная система переводится из одного организационного состояния в другое.
Сущность управления определена американским социологом и экономистом Питером Друккером.
Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.
Управление является элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен.
Современный управляющий выполняет несколько взаимосвязанных социальных ролей:
- роль главного руководителя (официальный лидер, управление носит социально-правовой характер);
- роль лидера, ответственного за мотивацию и активизацию подчиненных (работает с людьми);
- роль приемника информации из внешней и внутренней среды и выступает распространителем информации среди сотрудников;
- роль представителя (на договорах, совещаниях);
- роль распределителя ресурсов;
- роль главного лица, ответственного за устранение недостатков и нарушений (получает выговор сверху и распространяет его на персонал);
- роль ответственного представителя организации на всех ответственных и важных переговорах.