Организационная культура

    Culture - возделывание, воспитание, образование.

    В 1953 г. американские культурологи Кребер и Клахон нашли в литературе 150 определений культуры. На данный момент их свыше 400.

    Культура - это специфический способ организации и развития человеческрй жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и убеждений, духовных ценностей, совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

    Применительно к организации термин "Организационная культура" охватывает:

    • доминирующие в обществе моральные нормы и ценности;
    • принятый кодекс поведения;
    • укоренившиеся ритуалы;
    • установленные стандарты качества продукции;
    • стиль и манера одеваться, вести себя в организации.

    С проявлениями организационной культуры, менеджеры сталкиваются постоянно, что выражается при реализации конкретной стратегии управления, адаптации молодых работников и их последующей социализации в организации.

    Культурные цели организации:

    1. базовая;
    2. общая политики организации;
    3. кодекс поведения в организации.

    Кодекс поведения в организации:

    1. Отношение к компании (преданность, благодарность) играет ценностно-ориентационное единство - это социально-психологический критерий, обозначающий уровень сплоченности организации в достижении целей на основе общих ценностей.
    2. Отношение к работе.
    3. Отношение к старшим, коллегам, подчиненным.
    4. Отношение к себе, собственному здоровью.
    5. Миссия компании.

    Понятие "оргкультура" связано с понятием "воспроизводство оргкультуры" (средств его сохранения).

    К сохранению организации относятся:

    • традиции;
    • мифология;
    • гуманистическое отношение к работнику;
    • введение новых терминов;
    • адаптация или наставничество;
    • культура внутриорганизационных отношений (обряд перехода с одной должности на другую, обращение коллег друг к другу);
    • поддержание социально-психологических традиций в коллективе (отношение к ветеранам, прием новых сотрудников).

    Важнейшую роль в оценке и совершенствовании оргкультуры играет методика диагностики и развития оргкультуры.

    Типы организационной культуры

    1. коллективистская

    • доминирующая роль организации в защите интересов ее членов и значительное влияние на их самочувствие;
    • изучение отношения к долгу и лояльности по отношению к руководству;
    • стимулирование активности подчиненных за счет лояльных демократических методов или экономической мотивации;
    • диагностика и укрепление социальной сплоченности.

    2. индивидуалистская

    • невмешательство в личную жизнь;
    • тщательное изучение каждого члена, выделение перспективных работников;
    • полная опора на рыночный спрос, на конечные цели;
    • дистанционирование в социальных связях, вплоть до оборудования кабинетов, чтобы подчиненные трудно добирались до кабинета руководителя;
    • формирование отношений между администрацией и работниками только на учете личного вклада каждого.
    © StrategPlann 2009