Общие подходы к выбору регионов – объектов государственного регулирования

    В ходе рыночных преобразований, происходящих в России, все больше проявляется тенденция изменения форм и методов государственного воздействия на социально-экономические процессы, основное направление которой состоит в смещении акцентов от отраслевого управления, господствовавшего в централизованной экономике, к территориальному.

    И хотя в нынешней структуре управления сохранились федеральные министерства и ведомства, курирующие отрасли экономики, возможности их реального воздействия на производство стали крайне ограниченными (за исключением некоторых отраслей военно-промышленного комплекса, космических отраслей и др.). В значительной мере утратили свое значение ведомственные рычаги управления производственно-хозяйственными пропорциями, ценообразованием, движением материальных и финансовых потоков. В то же время стала возрастать роль территориальной вертикали управления, регионально-управленческих функций.

    Целью регулирования развития регионов и их систем в рыночной среде является обеспечение условий для структурной перестройки и устойчивого роста производства, улучшения социального и экологического положения. Государство призвано содействовать развитию рыночной экономики во всех регионах, создавать условия для их самостоятельного развития, поддерживать прогрессивные направления производственно-коммерческой деятельности и ограничивать консервативные, осуществлять защиту внутреннего рынка. В основном это реализуется перераспределением доходов и бюджетных средств.

    Регулирующими органами являются структуры федеральной законодательной и исполнительной власти, а также региональные органы власти. Повышается роль в государственном регулировании социально- экономического развития регионов, особенно в содействии их хозяйственному подъему и в территориально-экономической интеграции, полномочных представительств Президента в федеральных округах и ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации.

    Эффективное функционирование и совершенствование системы регионального регулирования требует решения большого числа проблем, в частности, более четкой разработки организационного механизма. Одной из важных составляющих этой проблемы является разработка механизма выбора региона – объекта государственного регулирования.

    Процесс выбора регионов, нуждающихся в стимулировании развития, состоит из следующих этапов:

    • - выбор таксономических единиц (территорий), которые могут стать объектами регулирования;
    • - выбор показателей социально-экономического развития регионов, на основе анализа которых принимается решение об отнесении тех или иных территорий к объектам регулирования;
    • - типология регионов, необходимая для правильного выбора инструментов регулирования.

    Каждый из перечисленных этапов представляет собой отдельную самостоятельную задачу, от решения которой зависит результативность процесса государственного регулирования экономики регионов. Остановимся на общих возможных подходах решения этих задач.

    В нашей стране сложилась трехзвенная таксономия экономических районов, в соответствии с которой объектами регулирования могут быть: макрорегионы (крупные экономические районы, федеральные округа), мезорегионы (субъекты Федерации, города федерального значения), микрорегионы (города, городские и сельские административные районы, сельсоветы).

    В настоящее время основными объектами государственного регулирования экономического развития регионов являются субъекты Федерации, для которых разрабатывается большинство федеральных целевых программ. Это обусловлено, во-первых, наличием реально действующих органов управления, с которыми можно координировать действия по реализации целевых программ. Во-вторых, по субъектам Федерации имеется наиболее полный объем статистической информации, необходимой как для разработки программ, так и для контроля параметров их выполнения. Отсутствие названных условий является главным препятствием для использования макрорегионов и микрорегионов в качестве объектов регионального регулирования. Кроме того, федеральное регулирование целых экономических районов или федеральных округов требует значительных финансовых ресурсов.

    Процесс выбора районов финансового стимулирования может быть объективным лишь на основе всесторонней оценки уровня их социально-экономического развития, а также подробного изучения экономического потенциала регионов.

    Величина экономического потенциала определяется количеством и качеством экономических ресурсов региона, которые могут быть вовлечены в общественное производство, а также условиями, обеспечивающими их наиболее эффективное использование.

    Изучение экономического потенциала региона необходимо осуществлять с позиций системного подхода, в связи с чем в рамках системы экономического потенциала необходимо выделять подсистемы потенциалов: природно-экологический потенциал, трудовой потенциал, ресурсно- производственный (инвестиционный) потенциал, научно-технический (инновационный) потенциал.

    Уровень социально-экономического развития регионов отражает степень вовлечения экономических ресурсов в хозяйственный оборот, т.е. степень использования экономического потенциала. Для оценки уровня развития регионов могут быть использованы показатели объема произведенных товаров и услуг, валовой региональный продукт, показатели эффективности производственно-хозяйственной деятельности, характеристики уровня жизни населения и демографической ситуации, показатели экономической активности и хода рыночных реформ.

    Оценка уровня развития регионов и их экономического потенциала по полной системе показателей является сложной и трудоемкой задачей. Поэтому на первом этапе можно использовать лишь наиболее важные характеристики уровня социально-экономического развития, на их основе выбрать проблемные регионы, а затем осуществлять их подробное изучение с целью определения основных «болевых точек», которые будут объектами федерального финансирования.

    Использование формализованных методов оценки уровня развития регионов является основой для их типологии, т. е. выделения в их составе типологических групп, например, высокоразвитые регионы, регионы со средним уровнем развития, регионы с низким уровнем развития.

    Объектами государственного регулирования обычно выступают регионы с низким уровнем развития, поэтому они изучаются подробнее, в частности, в их составе принято выделять отсталые (слаборазвитые) и депрессивные регионы. Депрессивные регионы в прошлом входили в число лидирующих или средних по уровню развития территорий, но потом стали кризисными. Как правило, депрессивные регионы характеризуются достаточно высоким уровнем накопленного производственно-технического потенциала, значительной долей промышленного производства в структуре экономики, квалифицированной рабочей силой. Слаборазвитые районы никогда не влияли на экономику страны. Они обычно отличаются сырьевой специализацией, слабым развитием инфраструктуры, низким образовательным и профессиональным уровнем рабочей силы, социально-экономической, политической и культурной отсталостью (выход world of warplanes).

    С точки зрения стимулирования экономического развития регионов разделение их на отсталые и депрессивные имеет принципиальное значение. Депрессивные регионы являются более благоприятным объектом государственного регулирования, т.к. в них, как правило, не нужно создавать производственные мощности, а лишь модернизировать их, не нужно готовить новые кадры, а переподготавливать имеющиеся. В отсталых районах нет необходимых центров развития, которые способны благодаря небольшим краткосрочным вливаниям генерировать новое развитие. Меры государственного регулирования в отсталых регионах должны быть прежде всего направлены на создание и повышение их экономического потенциала.

    Еще одна категория регионов, которой оперируют при реализации государственного регулирования, – старопромышленные. Это районы, профилирующие отрасли которых в силу научно-технического прогресса и изменений спроса потеряли рынок сбыта, стали убыточными и либо полностью прекратили производственную деятельность, либо находятся в стадии стагнации. Наиболее эффективным способом преодоления проблем старопромышленных районов является преобразование структуры их экономики.

    Основными инструментами государственного регулирования экономики регионов России в настоящее время являются федеральные целевые программы развития регионов, свободные экономические зоны. Однако эффективность их реализации, по мнению многих экспертов, является очень низкой. Одной из причин, обуславливающих это, является в значительной степени стихийный характер распределения инвестиций из федерального бюджета по субъектам Федерации. В число регионов как с высокими, так и низкими объемами федеральных инвестиций на душу населения попадают одновременно и высоко- и низкоразвитые субъекты Федерации.

    Преодоление стихийности в распределении федеральных средств может быть достигнуто на основе разработки и использования совершенного организационного механизма государственной поддержки регионов, основанного, прежде всего, на научно-обоснованных критериях выбора объектов государственного регулирования.

    © StrategPlann 2009