Проблемы организации исполнения бюджета в ставропольском крае

    Реформирование финансовой системы страны затронуло, в первую очередь, финансово-бюджетную сферу. В настоящее время идет перераспределение полномочий между различными уровнями власти, то есть между законодательной и исполнительной властью на всех уровнях бюджетной системы страны.

    В период реформирования всей финансово-бюджетной сферы Российской Федерации и перераспределения полномочий между различными уровнями государственной власти чрезвычайно актуальной становится задача обеспечения управляемости, подконтрольности финансовых ресурсов, а особенно ресурсов федерального бюджета. Одной из первоочерёдных задач на современном этапе осуществления финансово-бюджетной реформы является переход на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней. Альтернативы переходу на казначейское исполнение бюджета нет, поскольку это требование закреплено Бюджетным Кодексом РФ. Новый Обзор программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденная Постановлением Правительства РФ 15.08.2001 г. №584, предусматривает завершение к 2005 году перехода региональных и местных бюджетов на казначейское исполнение на основе единых федеральных стандартов, которые в настоящее время отсутствуют. Однако Бюджетный Кодекс Российской Федерации в статье 134 предусматривает два возможных варианта исполнения региональных и местных бюджетов.

    Первый – через создание казначейства для кассового обслуживания этих бюджетов либо в структуре финансовых органов, либо в качестве самостоятельного учреждения. Второй вариант – кассовое исполнение бюджетов органами федерального казначейства на договорной основе.

    Принимая во внимание важнейший из принципов бюджетной системы в стране – принцип самостоятельности бюджетов, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут самостоятельно принимать решение о механизме исполнения бюджета, имеют право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс каждый на своём уровне. Возложение на органы федерального казначейства функций по исполнению бюджетов субъектов и местных бюджетов (ст. 168 БК РФ) осуществляется на добровольной основе на основании соглашений. Однако БК РФ в статье 134 предусматривает некоторые ограничения: получение субъектом РФ финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности возможно при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта РФ через территориальные органы федерального казначейства РФ. Это связано с тем, что многие региональные бюджеты являются недостаточно прозрачными и поэтому возникла необходимость более четкого контроля за использованием финансовой помощи из федерального бюджета

    Многие регионы, понимая важность перевода своих бюджетов на казначейское исполнение, приняли все зависящие от них меры по обеспечению казначейского исполнения своих бюджетов.

    В рамках реализации положений Бюджетного Кодекса РФ о переходе на казначейскую систему исполнения бюджета в Ставропольском крае было принято Постановление Губернатора ставропольского края от 27.04.2000 № 211 «О переходе на казначейское исполнение бюджета Ставропольского края».

    В целях выполнения данного Постановления Министерством финансов Ставропольского края была начата работа по поэтапному переходу на казначейское исполнение бюджета Ставропольского края. Были приняты нормативные документы, регламентирующие порядок финансирования и технологию ведения лицевых счетов при казначейской системе исполнения бюджета, налажен электронный документооборот с головным расчетно- кассовым центром Главного управления Центрального Банка РФ по Ставропольскому краю.

    С 1.10.2000 года переведено на казначейское исполнение Министерство культуры Ставропольского края и Федеральное унитарное государственное предприятие «Ставропольская государственная телевизионная и радиовещательная компания» с подведомственными учреждениями, а с 1.11.2000 – один распорядитель бюджетных средств с подведомственными учреждениями по бюджету города Ставрополя.

    В 2002 году был выполнен очередной этап по внедрению казначейского исполнения бюджета. В том числе была реализована новая функция – учет бюджетных обязательств, вытекающих из договоров на поставку продукции для государственных нужд, с целью увязки объемов поставок продукции с бюджетными ассигнованиями. Министерством финансов края было разработано и принято соответствующее Положение по учету обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Ставропольского края. При этом учет бюджетных обязательств осуществлялся по всем статьям экономической классификации по мере перевода учреждений на казначейское исполнение.

    В настоящее время переведено на новую технологию финансирования более трети бюджетополучателей, казначейское исполнение осуществляется более чем на 21 территории из 35, проводятся мероприятия по формированию автоматизированной системы управления бюджетным процессом в Ставропольском крае на 2003 год в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

    Ввиду наличия значительного количества бюджетополучателей до 3000, финансируемых из бюджета Ставропольского края, и в связи с особым бюджетным устройством и функционированием 290 муниципальных образований по поселенческому типу возникает необходимость создания прочной, доступной, эффективной системы управления бюджетными ресурсами Ставропольского края. Для реализации данного решения было приобретено программное обеспечение «Автоматизированная система управления бюджетным процессом» для всех участников бюджетного процесса. Министерством финансов Ставропольского края разработана и утверждена постановлением Губернатора Ставропольского края от 30.12.2002 года №631 Краевая целевая программа «Совершенствование управления финансово-бюджетным комплексом на основе автоматизации казначейской системы исполнения бюджета Ставропольского края на 2003 – 2005 года». Основными направлениями данной Программы являются внедрение казначейской системы исполнения бюджета и автоматизация всего бюджетного процесса.

    В Ставропольском крае существует альтернативный вариант схемы казначейского исполнения бюджета – через Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ по Ставропольскому краю. Его материальная база и численность работающих не позволяют дополнительно принять на обслуживание всех получателей бюджетных средств бюджета Ставропольского края. Поэтому исполнение бюджета Ставропольского края и местных бюджетов происходит через финансовые органы края. Это связано с тем, что такое исполнение бюджета имеет ряд преимуществ по сравнению с исполнением бюджета органами федерального казначейства.

    Так, при исполнении бюджета Ставропольского края финансовыми органами возможен переход на качественно новый уровень управления финансами края, внедрение современных информационных технологий; осуществляется оснащение распорядителей и получателей бюджетных средств типовыми техническими и программным обеспечением; создается единое информационное пространство участников бюджетного процесса, электронный документооборот. Финансовыми органами Министерства финансов Ставропольского края осуществляют исполнение всех элементов бюджетного процесса, в то время как органы федерального казначейства осуществляют только кассовое исполнение бюджета. Кроме того, органы федерального казначейства не обеспечивают оперативной информации о текущем состоянии бюджетов всех уровней, а также возможности оперативного изменения технологии бюджетного процесса. Что касается регламентации процесса финансирования, то при исполнении бюджета Ставропольского края финансовыми органами обеспечивается возможность оперативного принятия решений с учетом экстремальных ситуаций. Финансирование же через органы федерального казначейства жёстко регламентируется без учета особенностей бюджетного процесса в крае.

    Повышение эффективности управления бюджетными средствами Ставропольского края предполагается за счет выполнения следующих задач:

    • - улучшение качества планирования бюджетных расходов;
    • - совершенствование межбюджетных отношений;
    • - изменение системы исполнения бюджета с учетом максимальной мобилизации финансового потенциала края и обеспечения целевой направленности использования бюджетных средств;
    • - формирование целостной системы предварительного, текущего и последующего контроля на всех этапах использования денежных средств;
    • - техническое оснащение участников бюджетного процесса.

    Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами Ставропольского края, создаст единого информационно-телекоммуникационного пространство в крае и заложит основы для решения задач социально-экономического развития Ставропольского края.

    © StrategPlann 2009