Анализ возможностей конкурента

    Возможности конкурента по реализации стратегии отражают преимущественно то, в какой мере конкурент может справиться с достижением целей и реализовать выбранные стратегии в случае, если произойдут изменения в его окружении. Хотя при изучении возможностей конкурента определенный интерес также представляет и анализ того, насколько он способен осуществлять те или иные действия по реализации выбранной стратегии в условиях, не предполагающих заметных отклонений от тех, применительно к которым она была разработана, анализ возможностей конкурента обязательно должен проводиться для выяснения как его сильных сторон, так и слабых.

    Как предлагает М. Портер (Porter, p. 64-65), анализ сильных и слабых сторон ключевых возможностей, которые может использовать конкурент, должен проводиться по следующим функциональным сферам его деятельности:

    - продукты;

    - системы распределения (посредничество);

    - маркетинг и сбыт;

    - производство;

    - исследования и разработки;

    - общие издержки;

    - финансовая мощь;

    - организация;

    - общие возможности управления;

    - портфель бизнесов (продукции);

    - кадры;

    - отношения с ключевыми общественными институтами, например с правительством.

    Анализу возможностей отводится исключительно важная роль в изучении конкурента. Поэтому по каждому из вышеозначенных направлений должен быть проведен широкий сбор и доскональный анализ информации. Например, при изучении физических ресурсов конкурента должны быть проанализированы:

    - емкость его производственных мощностей;

    - возраст, расположение и размер завода (заводов);

    - гибкость, степень автоматизации оборудования и вспомогательной техники;

    - гибкость и уникальность технологического процесса;

    - степень интегрированности производственных процессов;

    - стоимость сырья;

    - производственные издержки.

    По отношению кфинансам это анализ:

    - долгосрочных долговых обязательств как с точки зрения величины взятых долгосрочных кредитов, так и с точки зрения их отношения к собственному капиталу;

    - анализ краткосрочных задолженностей с точки зрения их величины, типа и источников кредитования;

    - анализ поступления денег, отражающий сроки поступления, оборачиваемость продукции на складах, систему учета движения денег.

    Аналогичные списки необходимых пунктов изучения возможностей конкурентов могут быть приведены для каждого функционального направления анализа силы и слабости конкурента.

    Анализ возможностей конкурента предполагает не только доскональное изучение его потенциала с точки зрения того, что он имеет и чего не имеет, но и изучение того, насколько конкурент может использовать свой потенциал в изменяющейся обстановке. Для этого выясняются сильные и слабые стороны конкурента в следующих процессах:

    - адаптация к изменениям;

    - быстрое реагирование на изменения;

    - затяжная конкурентная битва;

    - рост.

    Анализ возможностей конкурента в каждом из данных процессов проводится под углом выяснения его финансового потенциала, потенциала менеджеров и остального персонала, гибкости технологических процессов, связанности конкурента внешними обязательствами и т.п.

    © StrategPlann 2009