Матрица «Дженерал Электрик – МакКинзи»

    Пионером в разработке усовершенствованной матрицы стратегического портфеля СЗХ фирмы с переменными привлекательность СЗХ- КСФ является фирма «Дженерал электрик» (в сотрудничестве с консультативной фирмой Mc Kinsey). Эта матрица имеет размерность 3x3. В ней площади кругов, отображающие СЗХ, пропорциональны объемам продаж в них, а заштрихованные секторы показывают долю рынка, контролируемую фирмой (рис. 1).

    В принципе сама фирма может устанавливать границы между секторами матрицы. Но поскольку при оценках в баллах мы исходили из возможного разброса (-5, +5), а также нормировали полученные суммарные по факторам значения, то можно рекомендовать следующие границы секторов:

    малая (слабый) -5 -2,

    средняя (средний) -2 +2,

    высокая (большой) +2 +5.

    dem3 

    Рис. 1. Матрица «Дженерал электрик» - McKinsey

    Такие матрицы обычно дополняются информацией о целесообразных потоках инвестиций: Например, в матрице «Дженерал электрик» выделяют три области приоритетов для инвестиций:

    - со слабым приоритетом,

    - средним,

    - высоким (см. диаграмму рис. 2).

    dem2 

    Рис. 2. Приоритеты потоков инвестиций в соответствии с матрицей «Дженерал электрик» - McKinsey

    Аналогичную матрицу создала и фирма «Шелл» (рис. 3).

    dem1

    Рис. 3. Матрица «Шелл» (рекомендации по инвестиционной активности)

    Фирма «Шелл» добавляет к подобной матрице ряд рекомендаций, а также приводит дополнительную таблицу принятия решений (табл. 1).

    Таблица 1 Таблица принятия решений в зависимости от перспектив прибыли и отдачи инвестиций

    Перспективы прибыли

    Прирост отдачи капвложений

    Позиция на рынке

    Политика капвложений

    +

    +

    улучшить, сохранить

    Инвестировать

    +

    0

    сохранить, расширить

    реинвестировать

    прибыль

    +

    -

    пустить на самотек

    Извлечь максимальную выгоду

    0

    -

    уходить медленно

    Ликвидировать активы

    -

    -

    уходить быстро

    © StrategPlann 2009