Стратегический менеджмент (син. стратегическое управление) это одна из функций управления, распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.

    Стратегический менеджмент — разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.

    Стратегия — образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.

    Пять элементов стратегии (Г. Минцберг):

    • Стратегия как план
    • Стратегия как позиция
    • Стратегия как «ловкий приём»
    • Стратегия как поведенческие паттерны (образец, модель)
    • Стратегия как перспектива.

    Стратегия организации — взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам. Стратегия организации — по существу — набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

    Стратегический план — план, разрабатывающийся на уровне компании или подразделения (стратегической бизнес-единицы (СБЕ)) с целью определения миссии компании, главных ориентиров для долговременного роста компании, создания основы для разработки номенклатуры товаров компании и распределения ресурсов между подразделениями компании.

    Стратегический анализ («портфельный анализ») — является основным элементом стратегического планирования. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления. Основным методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

    Альтернативное описание

    Стратегическое управление (СУ) — единоличное управление стратегом в соответствии с выработанной им стратегией для достижения стратегической цели.

    Стратег — руководитель имеющий все необходимые полномочия и ресурсы для реализации своей стратегии.

    Стратегическая цель — цель, при достижении которой стратег радикально и безвозвратно меняет ситуацию конкурирования в свою пользу.

    Стратегия — решение задачи (не приказ, а «ответ») о том, как достичь стратегической цели из исходной ситуации с помощью имеющихся ресурсов и с учётом возможных действий конкурентов.

    Стратегические решения чаще всего основаны на интуиции и опыте Стратега, так как рассчитать логически все возможности и варианты развития ситуации конкурирования даже в военном противоборстве невозможно. Для расширения опыта/знаний Стратега возможно привлекать «советников» (группа по разработке и анализу возможностей и стратегий). Тем не менее, либо ответственность и инициатива остаётся за Стратегом (роль Лидера организации), либо «процесс стратегического планирования» превращается в бюрократические процедуры и потерю инициативы в конкурировании.

    Стратегия и бизнес-процессы.

    Комплексные процессы высшего уровня, объединяющие и координирующие все известные бизнес-процессы — стратегические процессы создания ценности. Выделяемые стратегические процессы являются скорее набором требований и политикой фирмы, чем жёстким набором операций.

    Содержание стратегического менеджмента

    • Анализ внешней среды фирмы
    • Анализ её внутренней обстановки
    • Формирование миссии и целей фирмы
    • Выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ), фирмы
    • Анализ портфеля диверсифицированной фирмы
    • Проектирование организационной структуры
    • Выбор степени интеграции и систем управления
    • Управление комплексом «стратегия - структура - контроль»
    • Определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах её деятельности
    • Обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании
    • Совершенствование стратегии, структуры, управления

    Основные этапы стратегического менеджмента

    • Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы
    • Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности
    • Определение стратегии достижения целей деятельности
    • Разработка и реализация стратегии
    • Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий

    Термин "стратегический менеджмент" был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. ХХ в. для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. В 1965 году И. Ансофф подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования. Хотя в создание стратегического менеджмента, как новой дисциплины, внесли вклад многочисленные авторы, к пионерам относят Альфреда Чандлера (Alfred D. Chandler, Jr.), Филипа Зельцника (Philip Selcnik), Игоря Ансоффа ( Igor Ansoff) и Питера Друкера (Peter Drucker). Существует десять принципиально отличных систем знаний о стратегическом менеджменте, носящих названия "Школы стратегического менеджмента":

    • Школа дизайна - формирование стратегии как процесс осмысления
    • Школа планирования - формирование стратегии как формальный процесс
    • Школа позиционирования - формирование стратегии как аналитический процесс
    • Школа предпринимательства - формирование стратегии как процесс предвидения
    • Когнитивная школа - формирование стратегии как ментальный процесс
    • Школа обучения - формирование стратегии как развивающийся процесс
    • Школа власти - формирование стратегии как процесс ведения переговоров
    • Школа культуры - формирование стратегии как коллективный процесс
    • Школа внешней среды - формирование стратегии как реактивный процесс
    • Школа конфигурации - формирование стратегии как процесс трансформации

    В данной категории нет материалов.

    © StrategPlann 2009