Значение стратегичного поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.

    Термин "стратегическое управление" был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hat-ten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

    В послевоенные годы управление фирмами практически каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Изменялись условия ведения бизнеса, и перед фирмами вставала задача по-новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе. И каждый раз понятие стратегичности управления фирмой обретало особый смысл, часто диаметрально противоположный тому, который вкладывался в него ранее.

    Для того чтобы дать развернутое определение стратегического управления, сравним это управление с преимущественно оперативным (назовем его обычным управлением), в основном практиковавшимся в бизнесе свыше 20 лет назад. Сравнение проведем по ключевым характеристикам управления организацией.

    В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях, но тем не менее постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе. Отсутствие стратегического управления проявляется прежде всего в следующих двух формах.

    1. Понятие конкурентных преимуществ
    2. Виды конкурентных преимуществ
    3. Стратегии создания конкурентных преимуществ
    4. Особенности стратегического управления
    5. Содержание и структура стратегического управления
    6. Определение миссии и целей
    7. Выполнение стратегии
    8. Оценка и контроль реализации стратегии
    9. Экономическая компонента макроокружения
    10. Правовая компонента
    11. Политическая компонента макроокружения
    12. Социальная компонента макроокружения
    13. Технологическая компонента макроокружения
    14. Подход к изучению компонент макроокружения
    15. Система отслеживания внешней среды
    16. Покупатели
    17. Поставщики
    18. Конкуренты
    19. Рынок рабочей силы
    20. Срезы внутренней среды
    21. Сильные и слабые стороны организации
    22. Составление профиля среды
    23. Формирование миссии и целей организации
    24. Понятие миссии организации
    25. Носители интересов
    26. Факторы выработки миссии
    27. Цели формулирования миссии
    28. Понятие и виды целей
    29. Направления установления целей
    30. Иерархия целей
    31. Цели роста
    32. Требования к целям
    33. Фазы установления целей
    34. Способы установления целей
    35. Формы принятия решений
    36. Выработка стратегии фирмы
    37. Два понимания стратегии
    38. Типы стратегий развития бизнеса
    39. Четыре типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса
    40. Уяснение текущей стратегии
    41. Выбор стратегии фирмы
    42. Оценка выбранной стратегии
    43. Выполнение и контроль стратегии
    44. Задачи стадии выполнения стратегии
    45. Функции высшего руководства
    46. Стратегические изменения
    47. Типы организационных структур
    48. Факторы выбора организационной структуры
    49. Особенности отдельных типов структур
    50. Понятие организационной культуры
    51. Факторы, влияющие на организационную культуру
    52. Стратегические изменения в организации
    53. Стили проведения изменений
    54. Изменение организационной структуры
    55. Формирование и мобилизация ресурсов
    56. Стратегический контроль
    57. Требования к информации
    58. Установление показателей
    59. Система измерения и отслеживания параметров
    60. Сравнение и оценка результата
    61. Проведение корректировки
    62. Концепция продукта в стратегическом управлении
    63. Факторы, определяющие понимание продукта
    64. Эволюция взгляда на продукт
    65. Основные составляющие продукта
    66. Функциональные свойства и качества
    67. Марка продукта
    68. Имидж продукта
    69. Упаковка и этикетка
    70. Гарантии
    71. Динамика продукта
    72. Жизненный цикл продукта
    73. Фазы жизненного цикла
    74. Инноваторы и последователи
    75. Подходы к созданию нового продукта
    76. Этапы создания нового продукта
    77. Конкурентные силы
    78. Составление профиля поведения конкурента
    79. Позиции фирмы в конкурентной среде
    80. Лидер рынка
    81. Фирма, бросающая вызов окружению
    82. Последователь
    83. Роль маркетинга
    84. Включение маркетинга в стратегическое управление
    85. Взаимодействие человека и организации
    86. Подходы к построению взаимодействия человека и организационного окружения
    87. Способы установления взаимодействия человека и организации
    88. Организационное окружение
    89. Ожидания индивида и организации
    90. Соответствие роли и места
    91. Ролевой подход к установлению взаимодействия человека и организации
    92. Ясность и приемлемость роли
    93. Истоки ролевых конфликтов
    94. Ситуации, порождающие конфликты
    95. Способы устранения конфликтов
    96. Статус роли
    97. Человек и роль
    98. Вхождение человека в организацию
    99. Обучение при вхождении в организацию
    100. Влияние организации на процесс вхождения
    101. Развитие чувства ответственности перед организацией
    102. Завершение процесса включения нового человека в организацию
    103. Усвоение норм и ценностей организации новым сотрудником
    104. Личностные основы поведения человека в организационном окружении
    105. Восприятие человеком окружения
    106. Отбор информации
    107. Систематизация информации
    108. Факторы, влияющие на восприятие
    109. Способы восприятия, порождающие ошибки
    110. Восприятие человека
    111. Характеристики воспринимаемого человека
    112. Характеристики воспринимающего человека
    113. Характеристики ситуации восприятия
    114. Критериальная база поведения человека
    115. Расположение
    116. Удовлетворенность работой
    117. Увлеченность работой
    118. Приверженность организации
    119. Ценности
    120. Верования
    121. Принципы
    122. Индивидуальность человека
    123. Слагаемые индивидуальности
    124. Факторы формирования индивидуальности
    125. Направления описания индивидуальности
    126. Индивид и группа
    127. Понятие группы
    128. Особенности группы
    129. Типы групп
    130. Возникновение групп
    131. Общая характеристика группы
    132. Характеристики членов группы
    133. Структурные характеристики межличностных взаимодействий
    134. Ситуационные характеристики группы
    135. Взаимодействие индивида и группы
    136. Изменения в поведении под влиянием группы
    137. Формы взаимодействия человека и группы
    138. Адаптация и изменение поведения человека
    139. Типы поведения человека в организации
    140. Типы научения поведению
    141. Чему учится человек в организации
    142. Сознательное научение поведению в организации
    143. Компенсация в процессе научения поведению
    144. Типы компенсации
    145. Частота компенсации
    © StrategPlann 2009