Начать, наверное, нужно с того, что на сегодняшний день нет четкого понимания, что же такое стратегия, как и нет отдельной дисциплины, занимающейся ее изучением. Традиционное понимание стратегии и тактики относится к области военных действий, что, в общем-то, неудивительно, борьба за выживание - первейшее из осмысленных действий человека и основополагающее, если верить Дарвину.

    Вместе с тем очевидно, что применение стратегии не ограничивается войной. Суть стратегии, в независимости от области ее применения, заключается в том, чтобы облегчить переход из текущего настоящего в желаемое будущее. Стратегия отвечает на вопрос, как это сделать и как это сделать по возможности проще и быстрее.

    Стратегия - это комплекс интеллектуальных и практических усилий, имеющих своей целью достижение и/или поддержание некого желаемого состояния. Проще говоря, стратегия - это способ и усилия для осуществления перехода из настоящего в желаемое будущее.

    Как правило, говоря о стратегии, мы имеем в виду оптимальный способ перехода, такой способ, который позволяет сократить время и ресурсы, необходимые для осуществления перехода.

    Если представить себе путешественника, добирающегося из пункта А в пункт Б, то стратегией будет, во-первых, карта с предварительно намеченным маршрутом движения, во-вторых, решения и действия самого путешественника сообразно условиям местности и событиям происходящим в процессе путешествия.

    Возвращаясь к первоначальному заявлению о том, что "нет отдельной дисциплины, занимающейся изучением стратегии", нужно все же заметить, что существуют специализированные области изучения и применения стратегии. Из наиболее известных можно отметить, во-первых, военные стратегии, во-вторых, бизнес-стратегии, в-третьих, дипломатические, политические и макроэкономические стратегии.

    На сегодняшний день существует достаточное количество узкоспециализированных приложений стратегии, однако, практически отсутствуют междисциплинарные исследования в этой области.

    Несмотря на обилие книг, в названии которых формально фигурирует слово "стратегия", на сегодняшний день отсутствует хоть какое-то внятное и удобоваримое описание этой дисциплины применительно к решению конкретных практических задач, с которыми каждый из нас сталкивается ежедневно.

    Допустим, Вы заходите в книжный магазин, берете в руку книжку с завлекающим названием "Стратегия на практике", открываете ее и закрываете, понимая, что лично Вам она ничем помочь не сможет, так как рассматривает проблемы развития крупных предприятий и корпораций. И к Вашей жизни и Вашему маленькому бизнесу она не имеет никакого отношения. Вроде бы те самые слова: стратегия и практика, но на самом деле не та стратегия и не та практика. Все как-то оторвано от жизни…

    В конечном итоге все заканчивается изучением именно специализированной литературы, написанной признанными мастерами своего дела, досконально изучившими именно это дело, знающими все нюансы и тонкости именно этой сферы деятельности. К сожалению, таких людей не очень много, а толковых книг еще меньше. Чаще всего мы читаем что-то, что хоть как-то пересекается с нашими задачами, и мучительно пытаемся перенести прочитанные знания в сферу своей деятельности для решения своих специфических и уникальных задач.

    Вместе с тем существуют вполне определенные закономерности и принципы, которые повторяются для многих задач и областей знания. Именно такие закономерности и будут нас интересовать в первую очередь. Прежде всего, это закономерности и способы перехода из настоящего в желаемое будущее, их мы и будет изучать в рамках данного сайта.

    © StrategPlann 2009