Основные показатели плана производства

    Планируемая номенклатура выпускаемой продукции должна в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового выпуска с производственной мощностью соответствующего подразделения или всего предприятия. Поэтому в процессе составления производственного плана необходимо правильно выбрать используемые в расчетах измерители объема выпуска продукции.

    В теории и практике планирования применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители продукции.

    В процессе разработки плана производства продукции все объемные расчеты ведутся по каждой номенклатурной позиции. Номенклатура – перечень или состав выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и иным признакам.

    Важными рыночными индикаторами при составлении плана служат показатели эффективности и обновляемости выпускаемых товаров.

    В соответствии со своим жизненным циклом каждый вид продукции достигает в известный период предельной эффективности, и поэтому требуется периодическое обновление номенклатуры или ассортимента товаров и услуг. Коэффициент обновляемости – соотношение новой и старой продукции в годовом плане производства.

    Новой в промышленном производстве считается такая продукция, которая в современных динамичных условиях рынка выпускается в течение от одного года до трех лет, но не более пяти. Коэффициент обновления продукции на многих предприятиях задается как плановый показатель в общем объеме производства и продаж. Планирование производства новой конкурентоспособной продукции должно обеспечивать высокий доход всем предприятиям и фирмам.

    Это предполагает составление каждым предприятием долгосрочных и краткосрочных планов производства, обновление номенклатуры выпускаемых товаров, а также расширение использования новых плановых показателей и в первую очередь оценочных или экономических.

    В планах крупных промышленных предприятий действует система базовых и оперативных показателей. К базовым показателям (или контуру долгосрочных планов) относятся:

    1) объемы продаж;

    2) темпы роста;

    3) размер прибыли;

    4) доход на акцию;

    5) доля на рынке;

    6) дивиденды;

    7) цена акций;

    8) компенсации работникам;

    9) уровень качества продукции;

    10) стратегия роста;

    11) политика устойчивости;

    12) социальная ответственность и др.

    К оперативным показателям (или планам) отнесены показатели:

    1) добавленной стоимости;

    2) инвестиции на одного работающего;

    3) показатели роста производительности труда;

    4) коэффициент оборачиваемости капитала;

    5) политика в области снижения издержек.

    Текущие планы производства содержат следующие показатели:

    1) номенклатуру и количество выпускаемой продукции в натуральных показателях;

    2) объемы реализации или продажи продукции, работ и услуг в денежном выражении;

    3) численность промышленно-производственного персонала предприятия;

    4) фонд оплаты труда и средний уровень заработной платы персонала;

    5) запасы материалов, незавершенного производства и готовой продукции;

    6) объем капитальных вложений и инвестиций по отдельным направлениям деятельности;

    7) основные финансовые показатели – себестоимость, прибыль, рентабельность и др.

    © StrategPlann 2009