Правила подготовки и проведения деловой беседы

    Самым распространенным методом коммуникации в рабо­те менеджера является деловая беседа. Почти все дела осу­ществляются и завершаются при помощи различных по фор­ме, содержанию и функциям деловых бесед.

    Менеджеру беседу приходится вести с людьми, отличаю­щимися по возрасту, положению в обществе, типу нервной системы.

    Следует учитывать, что разные люди ведут себя в бесе­де неодинаково:

    - одни идут к руководителю, уже будучи в состоянии стресса;

    - другие могут оказаться слишком разговорчивыми, при изложении вопроса искажают факты в выгодном для себя свете;

    - третьи из-за неумения изложить вопрос и неуверенно­сти в себе разговаривают бестактно, проявляют излишние эмоции либо отчаянно жестикулируют;

    - четвертые идут напролом, рассчитывая на уступчивость или недостаточную компетентность руководителя.

    Умение бесконфликтно и продуктивно вести беседу — необходимое качество для того, кто хочет добиться успеха в жизни, показатель общей культуры.

    У руководителя должны быть приемные часы для сослу­живцев и подчиненных, желающих обсудить что-то с ним лично. Начальство следует принимать в любое время, когда оно того пожелает.

    Обратите внимание на наиболее распространенные ошиб­ки, которые допускают участники деловых бесед:

    - Пренебрежение этапом подготовки к беседе, на кото­ром закладываются возможные элементы модели будущей беседы.

    - Невнимательное отношение к отдельным незначитель­ным с субъективной точки зрения некоторых участников, правилам ведения или подготовки беседы. Так, например, отсутствие должного внимания к выбору места проведения беседы может привести к тому, что несоответствующая си­туации обстановка и даже взаиморасположение участников сводят на нет успешность деловой беседы. Естественно, на­выки ведения деловой беседы не приходят в результате ме­ханического заучивания правил. Овладение искусством про­ведения беседы связано с их многократной практической ап­робацией.

    Этапы проведения деловой беседы отражены на рис. 1.

    1
    Рис. 1. Схематичное изображение правил проведения деловой беседы

    Прежде чем вступить в беседу, нужно продемонстриро­вать свою готовность к общению улыбкой, повернутыми к партнеру головой и телом, несколько наклоненным вперед туловищем. Лицо, поза, жесты и тон голоса должны выра­жать вежливость при встрече, интерес — при выслушива­нии, любезность — при обмене мнениями и споре, сочув­ствие и такт — во время критики. Если вы покажетесь парт­неру заинтересованным слушателем, то станете приятны.

    Чтобы выбрать модель поведения, следует внимательно вглядеться в собеседника (что он представляет, в каком со­стоянии находится). Желательно знать имя и отчество чело­века.

    © StrategPlann 2009