Как мы уже отмечали, рабочий день вам надо начинать с улыбки. В конце дня вам придется улыбаться еще приветливей и добрее, ведь это последнее впечатление, которое вы должны сегодня оставить о себе у окружающих: сослуживцев, подчиненных и руководителей, клиентов и покупателей. Вам же Не хочется, чтобы они запомнили вас замотанным, выдохшимся, встрепанным или подавленным, пусть даже накапливающееся изо дня в день напряжение так велико, что вы едва справляетесь с ним, и лишь спокойно проведенный вечер и глубокий ночной сон дадут вам прийти в себя. Наоборот, вы желаете выглядеть так, будто день у вас прошел удачно и плодотворно и вы в превосходной умственной и физической форме.
В развитых странах с работы приличнее всего уходить после подчиненных, но раньше начальства. В своей группе вы должны выглядеть лидером и усердным работником, но не надо пытаться обойти в этом вышестоящих. У нас в России к этому вопросу другой подход. Чтобы показать служебное рвение, многие уходят с работы на 1~2 часа позже. Если работник уходит с работы вовремя, ему даже делают замечание по поводу того, что он стал рано уходить с работы. Первый подход нам кажется более правильным: если человек часто задерживается после работы, скорее всего, он не умеет организовать свое рабочее время. Иностранцы очень настороженно относятся к сотрудникам, остающимся после работы: "Что он там будет делать, когда его руководитель уже ушел?"
Поступив на новое место работы, надо присмотреться, какой порядок ухода домой более всего поощряется в данном учреждении, в частности на вашем уровне. Ведь вы, с одной стороны, не должны никому "наступать на пятки", а с другой — создавать себе неприятности, утверждая новые правила.
Вопрос о том, когда уходить с работы, может вместе с тем сильно осложнить жизнь и карьеру и вам, и окружающим работникам вашего уровня.
Например, в одной из рекламных фирм США существует такой порядок: существует определенный объем работы, с которым каждый составитель текстов может справиться за неделю. От работника требуется, чтобы он выполнял эту норму — ни больше ни меньше. Предполагается также, что новый работник не станет уходить прежде других составителей (они уходят около половины шестого), причем нельзя уйти раньше, даже если ваше дневное задание уже выполнено; но и задерживаться нельзя, а то на вашем фоне будут хуже выглядеть остальные. Сидя за компьютером, можно заниматься своими делами, но газету читать нельзя (даже если из этой газеты вы могли узнать нечто полезное для вашей работы), потому что это считается праздным времяпрепровождением, а на такие вещи смотрят косо.
Уходите вовремя, чтобы ваш уход не повредил карьере. Не старайтесь улизнуть с работы как можно раньше, надеясь, что этого никто не заметит. В наши дни, чтобы преуспевать, надо быть заметным; чтобы достичь вершин, недостаточно просто честно и упорно трудиться: это вы и так обязаны делать. Используйте уход с работы как дополнительный шанс привлечь внимание.
Прощаясь после работы с сотрудниками, вы должны, так же как и в других ситуациях, продемонстрировать ваши хорошие манеры, проявив внимание к тем, кто работает рядом с вами. Для этого надо сказать несколько слов, обращенных исключительно к тому, с кем вы прощаетесь, обязательно обращаясь к нему по имени (если это один человек, если с вами в комнате работает более 3 человек, то прощание должно быть обращено ко всем сразу).
Неплохо сказать на прощание несколько слов, выражающих ваши личные чувства, разумеется, в рамках дозволенного, например, поблагодарите подчиненного за хорошую работу. Если это вам представляется неуместным, ограничьтесь общими словами, но при этом все равно обращайтесь к человеку по имени.