Под хозяйственным «портфелем предприятия» понимается совокупность хозяйственных или бизнес-единиц, принадлежащих одному и тому же владельцу (предприятию). Чтобы не путать его с «портфелем ценных бумаг», такой портфель называют еще корпоративным.
Предприятие описывается с помощью портфельного анализа как совокупность так называемых стратегических хозяйственных единиц (СХЕ). На практике СХЕ совпадают с бизнес-единицами предприятия, но в портфельном анализе они рассматриваются с точки зрения стратегического развития предприятия в одном или нескольких сегментах целевого рынка. СХЕ в основном независимые друг от друга сферы деятельности предприятия, которые характеризуются особой, связанной с клиентами, рыночной задачей, четко отделяемые от других СХЕ продуктами или группами продуктов, а также однозначно определяемым кругом клиентов. Различные СХЕ имеют разные рыночные шансы и риски. В целом портфельный анализ помогает руководству предприятия выяснить, какая СХЕ наиболее перспективна и обеспечит в будущем успех, даст возможность предвидеть и предотвратить угрозу банкротства, своевременно принять решение об обновлении какой-либо нерентабельной СХЕ, разработать комплекс мероприятий, определить политику маркетинга.
Основными этапами портфельного анализа являются:
Определение стратегических хозяйственных единиц (СХЕ). Для этого выделяют отдельные признаки определенных услуг или групп товаров:
- удовлетворение одинаковых потребностей клиентов;
- одинаковая доступность проникновения на рынок, диктуемая внешними условиями;
- идентичные целевые группы покупателей;
- единая стратегия финансирования и выплат и т.п.
Сбор необходимой для анализа информации о положении предприятия на рынке. Для этого необходимы следующие показатели:
- относительная доля рынка;
- объем продаж, прибыльность предприятия;
- конкурентоспособность и т.п.
Определение позиций СХЕ.
Начиная с 60-х гг. XX века консалтинговые фирмы используют для портфельного анализа графические схемы - матрицы. Ученые и практики разработали их с целью более наглядного выявления имеющихся на предприятиях ситуаций, чтобы принимаемые стратегические решения были более обоснованы. Многие базисные стратегии связаны с этими матрицами. Применение матриц зависит от конкретной ситуации. Самыми популярными из них являются:
- матрица И. Ансоффа (матрица «Продукт - рынок»)
- матрица «Рост-доля рынка» (матрица БКГ);
- матрица Артура Д. Литла (матрица АДЛ);
- матрица Мак-Кинси (матрица МК);
- матрица конкуренции М. Портера (20);
- матрица «Привлекательность рынка - преимущества в конкуренции».