Лидерство - это способность влиять на людей, чтобы побудить их работать в направлении достижения целей. Лидерство является одним из важных социально-психологических механизмов реализации власти в группе. Для того чтобы задействовать этот механизм, необходима совместимость целей лидера и участников группы. В этом принципиальное отличие лидерства от власти. Для существования власти не обязательно требуется совместимость целей, например, если основой власти являются личные качества индивида.
Вопросы лидерства интересовали людей с древних времен, но научное изучение этого явления началось только со времен Ф. Тейлора. Быть менеджером и лидером не одно и тоже.
Лидерство предполагает наличие отношений "лидер-последователь". Эти взаимоотношения не обязательно предполагают иерархический характер, как это имеет место в случае отношений "начальник-подчиненный". Лидер - это тот, за кем идут.
Лидерство как явление является функцией лидера, последователей и ситуации. Ситуацию определяют любые изменения, препятствия на пути достижения групповых целей (изменение численности, состава группы, конфликты и т. п.). Именно ситуация во многих случаях играет решающую роль в проявлении механизма выдвижения группой лидера.
Для нормально функционирования группы очень важно, чтобы официальный руководитель был одновременно и неофициальным лидером.
Исторически сложились три подхода к решению проблемы лидерства:
- Подход с позиций личных качеств.
- Поведенческий подход.
- Ситуационный подход.
1. Подход с позиций личных качеств является наиболее ранним научным подходом в изучении и объяснении лидерства. Исследователи верили в то, что лидеры имеют какой-то уникальный набор качеств, обладание которым позволит любому человеку стать лидером.
В результате были выделены четыре основные групп лидерских качеств:
- физиологические;
- психологические (эмоциональные);
- интеллектуальные (умственные);
- личностные, деловые.
Дальнейшие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала, а. сам список качеств, входящих в вышеперечисленные группы, стремится к бесконечности (табл. 19).
- Поведенческий подход рассматривает лидерство через призму лидерского поведения. Было предложено несколько классификаций стилей поведения, наиболее известной является классификация трех стилей (автократический, демократический и либеральный). Предполагалось, что демократический стиль, как наиболее предпочитаемый подчиненными, приведет к повышению эффективности... Однако этого не произошло.
- Ситуационный подход предполагал объяснить эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая во внимание личность лидера. Главное предположение, что поведение лидера должно быть разным и определяться ситуацией. Исследователи (Фидлер, Митчелл и др.) начали активно работать в направлении установления причинно-следственных связей в отношении лидерства, позволяющих предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.