Излишек потребителя и излишек производителя

    Предельная полезность представляет собой ценность каж­дой последующей единицы потребления. По закону убываю­щей предельной полезности самая последняя единица про­дукции наименее важна для потребителя. Посредством практического анализа данной теории мы можем определить понятие «излишек потребителя». Экономический субъект, приобретая все необходимые ему товары и услуги, платит за каждый из них одну и ту же цену (если, конечно, товары одно­родны по структуре и применению). Вследствие этого получа­ется, что покупатель получает абсолютно одинаковую выгоду от потребления всех товарных единиц потребительской кор­зины за исключением самой последней.

    Предположим, что экономический субъект принимает решение приобрести определенное количество благ. За пер­вую единицу продукции он готов заплатить 200 долларов, за вторую — чуть меньше, 150 долларов, а за третью — всего лишь 100 долларов. При этом исходя из вышеизложенного получа­ется, что общий уровень рыночных цен по данному типу това­ра устанавливается непосредственно на уровне 100 долларов. Благо имеет собственную полезность, в данном примере, они равняются 200, 150 и 100 долларам, что в сумме дает 450 дол­ларов. Однако потребитель за все три единицы товара готов заплатить только 300 долларов, в соответствии с их рыночной оценкой. Таким образом, налицо несовпадение величины общей полезности (в денежном выражении) потребительской корзины и ее реальной стоимости в соответствии с потребитель­скими предпочтениями. Получается, что излишек потребителя составляет ту самую разницу, которая образовалась между сум­мой денег, реально затраченных на покупку, и той суммой, которую он фактически готов был уплатить. В данном случае этот показатель равен150.

    Аналогично излишек производителя представлен разницей между величиной предельных издержек организации в процессе ее функционирования и осуществления одного производ­ственного цикла и его стоимостью на рынке товаров и услуг. Любая фирма, планируя и организовывая производственный процесс, непременно должна учитывать структуру и величину средних издержек, которые необходимы для изготовления одной единицы продукта. Чтобы условие максимизации при­были было выполнимо, данный вид затрат должен находится на уровне гораздо более низком, чем выручка от реализации этой же единицы. Это говорит о том, что каждая фирма в отдель­ности на основании данных о качестве, интенсивности и иных особенностях производства, устанавливает строго определен­ную величину, в пределах которой она желает и готова произво­дить дополнительную единицу товара и поставлять ее на рынок. Главным определяющим фактором здесь является динамика рыночной цены, по которой продукт на рынке находит своего потребителя. Таким образом, цена товара должна быть несколь­ко выше, чем величина предельных издержек. Только в этом случае фирма может говорить об эффективности развития и организации производства.

    Излишки потребителя и производителя находят свое практическое применение, когда необходимо произвести анализ государственной политики, направленной на регули­рование рыночного ценообразования. Это позволяет избе­жать установления монополизма. Однако, если государство в лице министерства финансов устанавливает цену на тот или иной товар ниже равновесной, это может вызвать ажио­тажный спрос: он начнет расти. В то же время фирмы не хотят продавать свою продукцию по такой цене, она просто не окупит произведенных затрат, в результате масштабы про­изводства начнут сокращаться и предложение на рынке сни­зится, что вызовет товарный дефицит. Производители теря­ют прибыль и терпят убытки, их потенциальный излишек теряется в результате снижения цены на продукцию и обще­го сокращения масштаба производства. Потребители прио­бретают продукт по более низкой цене, в сравнении с той, какую они фактически ожидали, поэтому потребительский излишек растет, и субъект рыночной сделки полностью удо­влетворяет свою потребность, не осуществляя при этом излишних затрат. Соответственно, потребительский изли­шек теряется теми покупателями, которые по каким-либо причинам не могут приобрести данный вид товара или услу­ги, например вследствие ограниченности его предложения.

    Таким образом, что потери производителей превышают излишек потребителей, что свидетельствует об их прямой зависимости.

    © StrategPlann 2009