Малый и средний бизнес играет важную роль в развитии как отдельных регионов, так и стран в целом. Данный сектор ведет страну к инновационному развитию - именно малый и средний бизнес являются средой формирования и развития большого количества инноваций.
Достижение предприятиями малого и среднего бизнеса «критической массы» в национальной экономике может стать одним из факторов самоподдерживающегося роста. Такое направление развития особенно важно для переходных экономик, страдающих от последствий хозяйственного гигантизма и слабости горизонтальных производственных связей.
К основным особенностям управления малого и среднего бизнеса в условиях новой, информационной экономики, где значительную роль играют нематериальные активы - знания, информация, инновации, на наш взгляд, можно отнести следующие:
- Высокая чувствительность к изменениям внешней среды: небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на смену хозяйственной конъюнктуры, падение или повышения;
- Большая гибкость в рыночных условиях: создание глубокой специализации и кооперации, при этом быстрое реагирование на запросы потребителей и осуществление изменений;
- Повышенная восприимчивость к инновациям: более половины инноваций возникает и начинает применяться именно в этой сфере;
- Сочетание высоких рисков с высокими потенциальными доходами: необходимо постоянно отслеживать малейшие изменения во внешней среде, чтобы не потерять нишу и доход;
- Работа в условиях высокой конкуренции предпринимательской активности;
- Так, на первой стадии создания, необходимо учитывать высокую неопределенность среды как внутренней, так и внешней, что ведет к акценту внимания в управлении на таких моментах как управление и анализ процессом выбора идеи, направления и стратегии деятельности, формирования стратегического плана, построения производственной и организационной структуры предприятия, подбора необходимого персонала, закупки оборудования, сырья, организации производства продукции (услуг).
На стадии роста для управления малым и средним бизнесом важным является управление маркетинговой и инновационной деятельностью, корректировка функциональных стратегий, так как ранее было отмечено, что предприятия малого и среднего бизнеса работают в условиях высокой конкуренции и предпринимательской активности.
На стадии зрелости предприятие, способное к изменениям, гибко реагирующее на динамику внешней среды может долгие годы успешно функционировать, не боясь падения рентабельности и банкротства и перехода в стадию упадка. Однако, в силу своей высокой чувствительности к любым колебаниям рынка и ограниченности ресурсов, малый и средний бизнес должен искать новые методы, технологии для отражения атак со стороны внешней среды - конкурентов, поставщиков, меняющегося законодательства и проч. Поэтому управление малым и средним бизнесом на стадии зрелости должно быть ориентировано не только на сохранение существующего уровня, но и на его повышение за счет революционного - инновационного развития. Важное значение на данной стадии играет инвестиционная стратегия, а также стратегия международной деятельности, а развитие компании: анaлиз ситуации и планирование всегда должно быть на предприятии и волновать руководство.
Несмотря ни на что, даже в странах с развитой рыночной экономикой малые и средние предприятия, которые обладают значительной структурой и организационной гибкостью, повышенной восприимчивостью к различным нововведениям и являются важнейшим резервом развития хозяйства, сталкиваются с немалыми трудностями как на внутреннем рынке, так и в процессе осуществления международной деятельности.
В ходе исследования автором были выявлены основные проблемы промышленных предприятий малого и среднего бизнеса на существующем этапе развития рыночной экономики в России. Был проведен опрос руководителей предприятий данного сектора в Псковской, Ленинградской и Новгородской областях, в результате которого выяснилось, что регионы имеют ряд общих проблем: отсутствие четко построенной системы поддержки и развития малого и среднего бизнеса на уровне региональных властей, противоречия законодательных инициатив, высокие требования для получения кредитов со стороны банковского сектора, отсутствие информированности о существующих возможностях, предоставляемых государством для малого и среднего бизнеса, проблемы с развитием инновационных производств из-за отсутствия каналов распространения и продвижения, слабые связи внутри промышленного сектора между смежными производствами.
Для решения проблем, с которыми сталкиваются предприятия малого и среднего бизнеса, а также для ограничения воздействия негативных факторов необходимо усиливать существующие государственные институты поддержки малого бизнеса за счет совершенствования их организационной структуры, также необходимо создать новые методы и механизмы стимулирования и поддержки предпринимательской активности на основе анализа зарубежного и собственного опыта в этой сфере. Данная система должна быть построена на основе инновационного развития предприятия - решение проблемы построения эффективной системы управления инновационным развитием предприятий малого и среднего бизнеса с учетом их особенностей в условиях новой экономики даст возможность не только поддерживать, но и успешно развивать этот сектор.
Подписанием 5 июля 2010 года совместного заявления Президентов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации о вступлении в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза ознаменован переход ко второму этапу формирования Единой таможенной территории Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.
Отмена процедуры таможенного оформления и отмена взимания экспортных пошлин во взаимной торговле могут стать поистине прорывом в экономической интеграции стран-членов Таможенного союза, особенно в развитии приграничного социально- экономического сотрудничества.
В течение второго этапа формирования Единой таможенной территории предстоит унифицировать экспортный контроль, торговые режимы по отношению к третьим странам, информатизировать процессы регулирования внешней торговли, завершить процесс по приведению национального законодательства стран в соответствие с законодательством Таможенного союза.
Безусловно, новизной считается система взимания ввозных таможенных пошлин на внешней таможенной границе Таможенного союза и последующего пропорционального распределения между бюджетами стран-участниц. Причем, окажется ли она экономически выгодной либо невыгодной для какой- либо из стран - покажет практика. Первые выводы о справедливости установленных нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин можно сделать уже по завершении третьего квартала 2010 года.
Кроме этого, следует отметить новый механизм администрирования косвенных налогов при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе. Применение новых принципов взимания косвенных налогов может негативно сказаться на величине поступлений НДС в бюджет от субъектов бизнеса, ввозящих товары с территории государств-членов таможенного союза. Процедура администрирования НДС, действовавшая до 1 июля 2010 года, исключала возможность пересечения груза через таможенную границу Российской Федерации без внесения суммы налога на депозит в таможенных органах и дальнейшего его отнесения в доход государства в размере, заявленном в грузовой таможенной декларации. Иными словами, таможенный орган не пропускал товар на территорию России, если по нему не был предоплачен НДС. С 1 июля 2010 года налогоплательщик может провезти на территорию России товар, произведенный либо выпущенный для свободного обращения на территории Республики Казахстан, без таможенного оформления и предварительной уплаты косвенных налогов. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, налогоплательщик должен задекларировать в налоговом органе по месту постановки на налоговый учет факт ввоза и уплатить причитающуюся сумму косвенных налогов. При этом факторами, принуждающими импортера декларировать факт ввоза в целях уплаты косвенных налогов, можно назвать следующие.
Первый - экспортер товара не сможет подтвердить применение нулевой ставки по НДС, если налог не уплачен импортером. Добросовестность импортера будет обеспечиваться информированием экспортером налоговых органов по месту своего нахождения, которые, в свою очередь, в рамках информационного обмена между налоговыми органами будут передавать информацию об экспортно-импортной операции в налоговые органы по месту нахождения импортера. Также при пересечении границы Республики Казахстан с 1 июля 2010 г. по 1 июля 2011 г. таможенными органами в режиме on-line будут передаваться в налоговые органы документы контроля за доставкой с указанием сведений об импортере, экспортере, товаре и пр. Вторым фактором является необходимость документального подтверждения расходов импортера в целях ведения бухгалтерского и налогового учета. Наличие этих факторов, безусловно, ограничивает налогоплательщиков в уходе от уплаты косвенных налогов, но совсем не исключает этого. Назовем несколько ситуаций, нивелирующих влияние указанных принуждающих факторов. Следует сделать оговорку, что мы не рассматриваем ситуации с торговлей подакцизными товарами.