Об экономической мысли в Древней Индии тоже имеется не­достаточное количество данных. Много интересного хотелось бы узнать историкам об этой удивительной стране.

    «Артхашастра» («артха» — «учение», «шастра» — «доход», т. е. если переводить дословно, то получится «учение о доходах») — один из самых ярких документов Древней Индии в IV—III вв. до н. э. Этот документ повествует нам об экономических дости­жениях страны.

    Чаще всего Древний Китай ассоциируется с Конфуцием. Также у более знающих историю этой страны он ассоциируется еще и с популярным в то время коллективным трактатом под на­званием «Гуань-цзы». Конфуций (Кун Фуцзы) (551(2)—479 гг. до н. э.) — философ и мыслитель Древнего Китая. Он известен всем как автор трактата «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). По мнению Конфуция, хорошее государство должно быть похоже на добропорядочную семью. Государь — это отец, который обо всех заботится, а жители государства — это дети, которые во всем слушаются своего государя-отца. (Возможно, что даже оттуда к нам пришло словосочетание «царь-батюшка».) Но так может править лишь высокообразованный государь. Только он спосо­бен повлиять на распределение богатства в стране.

    Катон, гораздо менее знаменитый под своим настоящим име­нем Марк Порций (234—149 гг. до н. э.), известен как автор труда под названием «Земледелие». В нем он старался описать эконо­мику Древнего Рима в общих чертах, а также само земледелие и сельское хозяйство в частности. Судя по отзывам многих уче­ных, это ему удалось в той степени, в которой было возможно на том этапе экономического развития. Катон призывал как можно больше заниматься сельским хозяйством, потому что физичес­кий труд не позволяет человеку быть грубым, злым, агрессивным и недовольным. Труд, причем только сельскохозяйственный, мо­жет приносить пользу здоровью.

    Считается, что именно Ксенофонт (430—355 гг. до н. э.) пред­ложил название «экономика», что дословно переводится как «нау­ка об искусном ведении домашнего хозяйства» (или «домострой»). Основанием послужило создание трактата «Ойкономия», где была описана экономика в представлении древних греков. Этот трактат охватывает абсолютно все стороны быта того времени (от распре­деления обязанностей в доме до ведения сельского хозяйства). Это связано с тем, что хозяйства были натуральными, т. е. сами обес­печивали себя всем необходимым. Также Ксенофонт признается автором трактата «Домострой», который считался у древних гре­ков образцом мудрости. В этом трактате можно прочесть то, что считалось истинным и мудрым в то время.

    Платон (428—348 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, один из первых мыслителей, которые пытались показать, как должно выглядеть идеальное государство. Он известен как автор произведений «Государство» и «Законы». Платон полагал, что идеальное государство — это нечто похожее на то, как устроена человеческая душа. По мнению Платона, государством должны управлять философы, потому что их главное достоинство — муд­рость. Они составляют первый класс, второй — это воины, кото­рые должны следить за порядком как в самом государстве, так и на его границах, а третий — торговцы, ремесленники, крестья­не, которые должны обеспечивать товарами первые два класса. Он считал, что землей надо наделить лишь низший класс, чтобы первые два не захватили ее как более умные люди. Платон думал, что самое лучшее — это когда государством управляет тиран, но его мысль была опровергнута, когда его самого продали в раб­ство. Во многом эта система напоминает построенную в Древ­ней Индии — «разбиение» жителей страны по так называемым кастам. Платон же назвал их классами и внес свои усовершенство­вания. По его учению, должны существовать три класса: философы, воины и все остальные (горожане и жители окрестных земель, торговцы, ремесленники, крестьяне).

    Аристотель (364—322 гг. до н. э.) — философ, ученик Платона и учитель великого Александра Македонского, первый мысли­тель, который высказал мнение о том, что экономика — это наука о богатстве. Он также известен нам как автор многих трудов об идеальном государстве, например таких, как «Политика», «Нико- махова этика» и др.

    © StrategPlann 2009