У маржиналистов, как и у представителей других экономичес­ких направлений, существовали свои методологические принци­пы. Они, собственно, и не выводили тех принципов методологии, которые сейчас принято относить к этой теории. Методологиче­ские принципы вскользь упоминаются в их теориях. Если мето­дологические принципы оценить с позиции современности, то можно выделить следующие.

    Маржиналистский подход к теории ценности противопостав­ляется классическому подходу, т. е. цена на товар должна опирать­ся на спрос, а не на издержки. Маржиналисты придавали очень большое значение вкусу и предпочтению потребителей, поэтому первой главной теорией стала теория потребительского выбора. С одной стороны, маржиналисты полагали, что цена — это субъек­тивная оценка товара (кому-то это дорого, кому-то нет), а с дру­гой — очень сложно сравнить стоимость субъективных товаров. И все же главная теория маржиналистов — это теория предельной полезности. Одной из главных проблем, которые изучали маржи- налисты, стала идея о пропорциях обмена товара. Именно эту проблему помогла решить теория предельной полезности.

    Маржиналистская революция «перевернула» экономическую науку в целом, т. е. изменила ее методы и сам предмет изучения.

    После маржиналистской революции (после 1870-х гг.), по мнению многих современных ученых, началась эпоха современной эконо­мической мысли.

    По мнению Джевонса, для экономики самое главное — это максимизировать удовольствие. То, насколько полезно благо, ко­торое у нас есть, зависит от количества, которым мы располагаем: u = f (x). По мнению Джевонса, степень полезности — это полез­ность приращения блага, которая равна Au / Ax, а если прираще­ние бесконечно мало — производной u х — du / dx. С точки зре­ния Уильяма Джевонса, самое интересное для экономистов — это полезность самого последнего прироста блага. Эту полез­ность он назвал последней степенью полезности. Чем больше прирост блага, тем больше уменьшается придельная степень по­лезности. Этот принцип назван первым законом Госсена, но Уильям Джевонс считал себя первооткрывателем этого «великого принципа».

    Теорию обмена Джевонс вывел из своей же теории полезно­сти. Теория обмена стала также и теорией ценности. Понятие «ценность» очень многогранно: это и меновая ценность, и потре­бительская ценность и т. д. По словам Джевонса, следует исполь­зовать слово «ценность» для понятия меновой ценности. Мено­вая ценность — это пропорция при обмене разнородных благ (одного на другое). Она способна стать меновой пропорцией на открытом рынке, где все и всем доступно.

    По словам Джевонса, труд — очень неприятное, довольно-та­ки муторное и тягостное занятие. Чаще всего труд представляет собой отрицательную полезность. Если увеличить затраты време­ни на труд, то автоматически возрастают и тяготы труда.

    Френсис Эджуорт — первый, кто представил полезность функцией нескольких благ, а не одного, как это делали обычно. Самое простое, если есть только два блага: U = U(x, y). Он пред­ставил на всеобщее обозрение кривые безразличия, которые от­ображают эту функцию графически. Многие изучающие эконо­мику сегодня знакомы с диаграммой Эджуорта. Хотя саму диаграмму создал не он, а В. Парето, основываясь на его матери­але («угол» на графике).

    © StrategPlann 2009