В процессе жизни и функционирования любой экономи­ческий субъект выступает в роли потребителя тех или иных благ. Фирмы закупают ресурсы, индивиды — готовую продук­цию. Таким образом, потребление представляет собой не что иное, как совокупность экономических отношений, которые характеризуются конечным использованием произведенных товаров и услуг, например, приемом пищи, или созданием новых товаров в процессе производственной обработки. Например, работа станка обеспечивает процесс производства и его непрерывность. Его энергия, рабочая сила потребляются для создания новой продукции. Это классический пример производственного потребления. В целом потребление назы­вают отрицательным производством, поскольку в процессе потребления происходит разрушение, уменьшение полез­ности.

    Основной целью потребителя является максимизация полез­ности потребляемых им благ в условиях ограниченного дохода. Сам термин «полезность» был сформулирован английским философом Иеремией Бентамом. Полезность — способность товаров удовлетворять определенные потребности. Таким обра­зом, это субъективное понятие, поскольку одни и те же товары по-разному полезны для каждого отдельно взятого индивида.

    Как рациональный экономический субъект потребитель основной целью своей хозяйственной деятельности ставит максимизацию полезности потребления в условиях ограни­ченности ресурсов, в том числе и дохода. Он всегда стремится получить как можно больше благ для собственного потребле­ния, имея при этом минимальные издержки. Рациональный выбор потребления — основа потребительской теории.

    Каждый экономический субъект в процессе своей жизнедея­тельности рано или поздно сталкивается с проблемой доходно­сти, под которой понимается финансовая способность приобре­тать необходимые товары и услуги. Потребители, осуществляя свой выбор на рынке готовой продукции, ориентируются на собственные потребности, предпочтения и вкусы. Именно они, а также структура дохода и уровень цен определяют состав потребительской корзины.

    Закон спроса характеризуется тем, что объемы покупок и благ, предназначенных для потребления, связаны с ценой обратной зависимостью. Сама структура спроса непосредственно зависит от действия рыночного механизма и условий купли-продажи, которые должны устраивать обе стороны: производителей, которые поставляют на рынок товаров и услуг готовую продук­цию и покупателей, которые действуют в соответствии со свои­ми потребностями. Таким образом, для того чтобы объяснить структуру и мотив действий субъекта, необходимо определить суть понятий «эффект дохода» и «эффект замещения».

    Потребитель, подчиняясь принципу рациональности пред­почтения, всегда стремится к приобретению такого набора благ, который максимально отвечает его потребностям, способен принести наибольшую полезность и соответствует его платеже­способности, т. е. определенной величине дохода на тот момент времени. Поэтому нельзя приобрести все и сразу, ведь выбор экономического субъекта не произволен, он находится под влиянием ряда рыночных факторов. Главным неценовым фак­тором является уровень дохода, поскольку посредством него определяется платежеспособность экономического субъекта, т. е. его возможность осуществить те или иные покупки. Величи­на дохода играет самую важную роль при формировании спроса и оказывает существенное влияние на установление рыночного равновесия.

    Любой экономический субъект в процессе своей жизнедея­тельности так или иначе в определенный момент времени выступает потребителем товаров и услуг, факторов производства и иных благ. Сами производители товаров и услуг в процессе своей деятельности вынуждены закупать необходимые мате­риальные ресурсы и фактор «рабочая сила» на рынке факторов производства. Покупатель согласно собственным предпочте­ниям, вкусам, уровню дохода предъявляет спрос на рынке това­ров и услуг на нужную ему продукцию, что является фактором, определяющим масштабы производства.

    Первый экономический закон (закон неограниченных потреб­ностей) свидетельствует о том, что потребности бесконечно растут, а ресурсы и сами блага, которые из них изготавлива­ются, имеют свойство заканчиваться. Поэтому рано или поз­дно перед индивидом встает проблема экономического выбо­ра, которая призвана решить вопрос о рациональности использования имеющихся благ для полного удовлетворения потребностей и при заданном уровне платежеспособности. Иными словами, потенциальный потребитель решает вопрос о том, как ему наиболее рационально использовать свой бюджет, чтобы получить от этого максимальную выгоду.

    Полезность — это необходимое условие, которым должно обладать благо для того, чтобы экономический субъект согла­сился его приобрести. Кроме того, на потребительский выбор влияет не только структура полезностей, но и потребности, для удовлетворения которых на рынке осуществляются про­цессы купли-продажи. В рамках маржиналистской теории существуют два основных подхода к измерению полезности: количественный и ординалистский.

    © StrategPlann 2009