История развития управленческой мысли

    Главные эры экономического развития государств, эры совершенствования систем управления организациями проще всего рассматривать на примере развития экономики США.

    Бурное развитие промышленного производства в США пришлось на 80-е годы XIX века. Этот период в литературе принято именовать «эпохой массового производства», когда начинается формирование инфраструктуры массового производства. Основная задачка, стоявшая перед организациями в то время – максимизация объемов производства слабодифференцированного продукта с наименьшими издержками.

    Эра массового производства характеризуется точным разделением отраслей и прогнозируемыми перспективами роста. У организаций отсутствовала необходимость заходить в другие отрасли. Предпринимательский сектор работал фактически автономно, без вмешательства со стороны страны и общества.

    Период массового производства длился прямо до 30-х годов прошедшего столетия. В итоге производства однотипных дешевеньких продуктов, вышло насыщение рынка такими продуктами. Появился термин «перепроизводство». Многие предприятия разорились потому что их продукция закончила воспользоваться спросом. Нужен был высококачественный скачок для продолжения экономического развития.

    Выход был найден в расширении номенклатуры производимой продукции, в улучшении организации сбыта и интенсификации маркетинговых усилий. Пришло время так именуемой «эпохи массового сбыта». В это время усилия менеджеров компаний были ориентированы на расширение ассортимента выпускаемой продукции, улучшение сетей сбыта и обслуживания.

    Но время текло, и бурное развитие экономики в послевоенные годы, когда спрос на продукцию был огромным, а экономическое развитие закономерным, сменилось «постиндустриальной эпохой» (с середины 50-х годов прошедшего века). Этот период длится и до настоящего времени. Соответствующими чертами постиндустриальной эры явились ускорение темпов роста научно-технического прогресса, новый уровень благосостояния, достигнутый обществом. Рост толики услуг в ВНП, высочайшая степень дифференцированности продукции, усиление внимания к нехорошим формам прогресса, таким как загрязнение среды, инфляции, монополизму, манипуляции потребителями, росту фактора удовлетворенности индивидуумов от совершаемой работы, также повышение темпов протекания экономических процессов породили изменение структуры экономики и ее идеологии.

    Наряду с развитием экономики, развивалась и управленческая идея. Финансовая ситуация усложнялась и в связи с этим требовались все более новые походы к управлению организацией. В текущее время «можно выделить четыре шага в развитии управленческих систем»:

    1. Управление на базе контроля за исполнением, когда решения принимались постфактум уже по имеющимся результатам деятельности той либо другой организации.
    2. Управление на базе экстраполяции, когда темп конфигураций ускорялся, но будущее еще можно было предвещать методом экстраполяции прошедшего.
    3. Управление на базе предвидения конфигураций, когда начали появляться внезапные явления и темп конфигураций ускорился, но не так, чтоб нельзя было впору предугадать будущие тенденции и найти реакцию на их.
    4. Управление на базе гибких критических решений, которое складывается в текущее время, в критериях, когда многие принципиальные задачки появляются так быстро, что их нереально впору предугадать.

    3-ий шаг развития управления можно по другому именовать стратегическим планированием, а 4-ый – стратегическим управлением в реальном масштабе времени. Отличие стратегического планирования от длительного планирования (пункт 2) заключается в разной трактовке грядущего. Исходя из длительного планирования будущее определяется на базе экстраполяции прошедших тенденций. В системе стратегического планирования не считается, что будущее можно изучить при помощи экстраполяции.

    Сочетание последних 2-ух видов управления все почаще употребляется на предприятиях. Стратегическое планирование подменяет собой долгосрочное планирование и является повторяющимся управлением. Управление в реальном масштабе времени призвано посодействовать руководителям компаний хорошо реагировать на внезапные безотложные конфигурации во наружной и внутренней среде организации.

    В первый раз, термин стратегическое управление был введен в обиход на стыке 60-70 гг. для того, чтоб обозначать разницу меж текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемом на высшем уровне. Разработка мыслях стратегического управления отыскала отражение в работах таких создателей как Frankenhofs и Grager (1971), Ansoff (1972), Shcendel и Hathen (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей мыслью, отражающей суть перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась мысль переноса центра внимания высшего управления на окружение для того, чтоб подходящим образом вовремя реагировать на конфигурации.

    В процессе развития стратегической мысли сформировался ряд направлений (школ), которые были систематизированы в [48]: Школа дизайна. Представителем данной школы является таковой узнаваемый экономист, как К. Эндрюс. Главные положения школы дизайна были размещены в 1982 году в его работе «Business policy: text and cases».

    Представители школы дизайна уделяют повышенное внимание оценке наружных и внутренних ситуаций. Процесс сотворения стратегии тут полностью основан на оценке сильных и слабеньких сторон компании, также способностей и угроз со стороны наружной среды. Школа планирования. Основоположником данной школы принято считать 1-го из самых узнаваемых в области стратегического управления и планирования экономистов – Игоря Ансоффа. Главные идеи школы планирования были размещены в работе Ансоффа «Планирование для высшего руководства» в 1969 году.

    Лозунг школы планирования – предугадать и готовиться. Как считают представители данной школы, «в базе всех действий компании лежит механическое по собственной сущности допущение: поработай, как предписано, с каждой из составных частей, потом собери их по аннотации – и вот он итог – корпоративная стратегия».

    Школа позиционирования. Главные идеи изложены в книжке Майкла Портера «Конкурентная стратегия», которая была размещена в 1980 году.

    В собственной книжке Портер утверждает, что для каждой отрасли имеется ограниченное число стратегий. Стратегии, в свою очередь, формируются исходя из аналитических расчетов, средством занятия определенной позиции по отношению к остальным участникам рынка.

    Школа предпринимательства. Основоположник школы П. Друкер. Исходя из убеждений представителей школы, стратегия существует в сознании управляющего в виде перспективы. Таким макаром, данная школа считала, что выбор стратегии основан на интуиции, а удачливость выбора находится в зависимости от предпринимательского таланта.
    Когнитивная школа. Представители данной школы рассматривали выработку стратегии как ментальный процесс. Школа обучения. Формирование стратегии рассматривалось представителями данной школы как развивающий процесс. Школа власти. Формирование стратегии, исходя из убеждений представителей школы, представляло собой процесс ведения переговоров. Школа культуры. Представители данной школы представляли процесс формирования стратегии как итог усилий огромного количества работников компании, т.е. как коллективный процесс.

    Школа конфигурации. Как считали представители данной школы, формирование стратегии – это процесс трансформации. Из всех вышеперечисленных школ, на наш взор, основной вклад в развитие теории стратегического планирования занесла школа планирования и ее основоположник И. Ансофф. Представителями данной школы были разработаны главные способы стратегического планирования, советы по выбору стратегий. Не считая того, в отличие от большинства других школ, в данном учении выбор стратегии представляет собой научный процесс, основанный на грамотном и всестороннем исследовании среды, проведении стратегического анализа и использовании приятных инструментов выбора стратегии – матриц стратегического планирования.

    Подход, предложенный Ансоффом, получил обширное распространение в мире. Стратегическое планирование внедряется на данный момент на многих как забугорных, так и российских предприятиях. Потому и в данной работе принято решение, в главном, придерживаться взглядов и советов представителей школы планирования.

    © StrategPlann 2009