Рынок представляет собой достаточно сложный механизм, основанный на взаимодействии спроса и предложения, посред­ством чего устанавливается общий уровень цен. Реализация товаров, работ, идей, услуг на любом рынке принимает вид соперничества, поскольку каждая фирма-производитель стре­мится к захвату большей доли рынка, получению наилучших условий ведения деятельности и своего собственного потребите­ля. Такое соперничество на рынке носит название конкуренции, это еще один из элементов рыночного механизма. Конкуренция положительно влияет на производственный процесс, поскольку каждая фирма стремится осуществить какие-то нововведения, что-то изобрести.

    Естественная монополия характеризуется ситуацией на рынке, при которой потребительский спрос может быть наи­лучшим образом удовлетворен только одной или небольшой группой фирм. Здесь важная роль отводится технологическим особенностям производства и системе потребительского обслуживания. В данном случае конкуренция не имеет прак­тического смысла и даже может быть нежелательна. Напри­мер, такие отрасли как электроэнергетика, телефонная, поч­товая и радиотелевизионная связь имеют в своем составе небольшое число, а может и единственное предприятие, кото­рое, несомненно, является монополистом.

    Рыночная экономика имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами хозяйствования. Однако она наиболее эффективно функционирует только в том случае, когда все рыночные отношения и операции строятся на правовых начал­ах. Как известно, на рынке всегда найдется не одна фирма, кото­рая стремится завоевать наибольшую долю рынка и монопольно устанавливать цены и осуществлять контроль. Получается, что государство должно всячески способствовать устранению моно­полизма и ценовой дискриминации на рынке. Ведь монополист завышает цены на готовую продукцию, в то время как цены на первичное сырье для него значительно снижены. В результате такая фирма получает сверхприбыль, тем самым нарушая про­цесс распределения доходов в экономике. Получается, что такая фирма обладает всеми привилегиями и правами в отличие от фирм, которые не могут составить ей конкуренцию.

    Олигополия представляет собой такой тип рынка, на котором большая часть рынка контролируется группой крупнейших фирм, осуществляющих производство необходимого всем эко­номическим субъектам продукта. Это так называемая промежу­точная форма власти между монополией и совершенной конку­ренцией, которая так распространена в странах с развитой рыночной экономикой. Разница состоит лишь в том, что фир- ма-олигополист устанавливает уровень цен не самостоятельно, а совместно с другими фирмами, с которыми тесно конкурирует, как правило, их число составляет не менее трех.

    Монополистическая конкуренция имеет место в том случае, когда на рынке действуют несколько продавцов, производя­щих и реализующих дифференцированный товар. При этом всегда существует возможность появления новых фирм-кон­курентов. Посредством таких факторов ценовая эластичность потребительского спроса значительно сокращается, что делает его менее зависимым от динамики рыночных цен, которые устанавливаются всеми фирмами по-разному. В данном случае покупатель имеет большой выбор товаров и услуг не только в качественном, но и стоимостном отношении. Любая фирма, освоив новые технологии и сократив издержки, может сни­зить цену для привлечения покупателей. В то же время, если потребитель предпочитает товар определенной торговой мар­ки, он приобретет его в любом случае независимо от его цены. Это дает возможность повысить цену, не рискуя при этом нанести урон производству или потерять своего клиента- потребителя.

    © StrategPlann 2009