Функции рынка

    Рынок представляет собой саморегулирующийся меха­низм, обеспечивающий производителей прибылью, потреби­телей — удовлетворением потребностей. Иными словами, рынок так или иначе производит распределение факторных доходов: ренты с земли, прибыли от ведения предпринима­тельской деятельности, заработной платы от осуществления трудового процесса и процентной ставки, которая является вознаграждением за владение капиталом. Таким образом, рынок воздействует на все стороны хозяйственной жизни и выполняет для этого ряд функций.

    Основная и самая важная функция рыночной системы — регулирующая. Рынок обеспечивает соотношение величин спроса и предложения, которые определяют уровень цен на товары и факторы производства. Если объемы производства соответствуют потребительскому спросу, устанавливается цена равновесия: она приемлема для обеих сторон торгово- рыночной сделки. В целом, если цена растет, производство начинает наращивать обороты, и объемы выпускаемой про­дукции увеличиваются. Если цена, соответственно, начинает падать, то отдача от производства снижается, и это является сигналом к снижению масштабов производственной деятель­ности. Сегодня, конечно, экономика развивается не только по принципу «невидимой руки», но и посредством государствен­ного регулирования.

    Вторая функция рынка — стимулирующая. Под воздействием ценовой динамики происходит внедрение в производство дости­жений научно-технического прогресса, освоение новых техно­логий, что в целом позволяет снизить издержки на изготовление товаров и услуг, совершенствовать систему качества и расширять ассортимент производимой продукции.

    Информационная функция определяется через распределе­ние информации, знаний и навыков между всеми экономиче­скими субъектами рыночной системы. Таким образом, произ­водители получают информацию о количестве продукции, ее качестве, форме и других характеристиках, которые определя­ются в соответствии со структурой потребительского спроса, сложившейся на данный момент времени. В результате орга­низация становится более гибкой, она легко приспосаблива­ется к любым изменениям внешней среды.

    В экономике с развитым типом совершенной конкуренции товаропроизводители создают своего потребителя, а те в свою очередь имеют право выбрать товар определенной марки. В этом заключается посредническая функция рынка. Он согласует инте­ресы продавца и покупателя, позволяет им достигнуть опреде­ленного баланса в торговых сделках.

    Кроме вышеперечисленных функций, рынок оценивает произведенный продукт, его исходные ресурсы и количество затраченных факторов производства, среди которых основ­ным, безусловно, является труд. Таким образом, деятельность рынка направлена на эффективное и рациональное использо­вание всех производственных факторов. Важной особенно­стью рынка является то, что он дифференцирует всех произво­дителей в процессе их деятельности и выталкивает из системы слабые, экономически невыгодные предприятия.

    Если говорить непосредственно о самих типах рыночных структур (делении их по уровням рыночной власти, долю рынка и пр.), то нужно отметить, что существует рынок совершенной конкуренции (все производители в равных условиях), моно­полия (неограниченная власть и завышенные цены), монопо­листическая конкуренция и олигополия (несколько производителей регулируют рыночные механизмы). Существует также и неценовая конкуренция, которая характеризуется разработкой системы качества, рекламы продукции, а также созданием отде­лов маркетинга и стратегического планирования.

    © StrategPlann 2009